ПРОЛОГ

"Будничная", "пресная" жизнь — эти хорошо известные всем слова, на первый взгляд, имеют весьма отдаленное отношение к христианству. Наше сознание скорее рисует образ изможденного постами аскета, изнуряющего свое тело и постоянно молящегося где-то в пещере. Однако для большинства современных христиан начинается все с другого: сумеешь ли ты не ругаться дома, вытерпеть рутину своей работы?

Будничность в жизни православного христианина не только не отвергается, но как бы даже предполагается. Она иногда входит в кажущееся противоречие с чудом Православия. Но опыт многих верующих свидетельствует: чудо достигается через терпеливое переживание будничности, через ее преодоление.

Преодоление не в том смысле, как это понимают поэты: через отказ от повседневности, разрыв с "картой будня". Наоборот, нужно принять свою "будничную" жизнь как реальную, самую что ни на есть настоящую. Какие бы порывы тебя при этом ни преследовали: что можно жить совершенно иначе, удалиться куда-то, уноситься в молитвах в Небеса…

Например, если ты думаешь об этом в момент, когда тебе надо, скажем, идти в магазин за продуктами, и ты этой "прозой" очень недоволен — то главная твоя задача, именно пойти и купить продукты. И еще понять: вот это и есть настоящая, подлинная жизнь.

Мне кажется, это очень точно отражено в одном из лучших фильмов Андрея Тарковского, "Солярисе".

Я помню, как сильно отпечаталась во мне эта мысль сразу же после первого просмотра, году в 81-м, кажется. Меня влекло в кинотеатр модное тогда увлечение научной фантастикой, однако фантастика в фильме вдруг оказалась фоном, на котором мысль о важности "простого" бытия становилась только рельефней. Потому что Крис, главный герой, прилетая на космическую станцию, неожиданно встречается там со своей умершей женой. Которая когда-то как раз из-за этих "будничных" ссор с мужем покончила с собой.

Солярис, мыслящий Океан, возвращает Крису жену. И он вдруг понимает, что виновен в гибели жены, что погубил ее, довел до самоубийства тем, что так "скучно" относился к их семейной жизни. Крис начинает ясно сознавать происшедшее между ними: были какие-то ссоры, ерунда, рутина, и… не было умения это терпеть. Хлопнул дверью…

Ему было скучно.

А она, оставшись одна, выпила яд.

Страшный грех — смерть человека — висит тяжким грузом на сердце героя фильма. И на станции он уже каждое событие, каждое явление воспринимает всерьез. В том числе и возвращение жены. Это уникальная возможность — исправить то, что, казалось бы, невозможно исправить! И вот, в фантастическом антураже вновь разворачивается обычная земная жизнь, со склоками, выяснением отношений. С самым обычным бытом. Со своими испытаниями.

Но Крис уже совершенно другой человек — он понимает, что одним своим словом может все разрушить… И поэтому в моменты высшего напряжения он не срывается, как раньше, а молчит. Он недоверчив к сиюминутным искушениям и совершенно по-другому ведет себя, когда любовь побеждает в нем все дурное. Он дает выход только любви, а всякой дряни в себе приказывает: "Молчи". Он зарекается от лихого слова, которое, будучи сказанным в суете, оказывается подчас последним приговором, и способно разрушить любовь, семью, жизнь человека…

Вот это понимание требуется в Православии. И самое неверное — считать его уходом от реальности.

legoida ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
gurbolikov ГУРБОЛИКОВ Владимир
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Первый заместитель главного редактора
39 № 2 (6) 1998
рубрика: Архив » 1998 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/39.jpg
40 № 1 (7) 1999
рубрика: Архив » 1999 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/40.jpg
41 № 2 (8) 1999
рубрика: Архив » 1999 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/41.jpg
50 № 3 (17) 2003
рубрика: Архив » 2003 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.