Понятие нравственности и морали, как особых категорий человеческих отношений, неразрывно связаны с религией, считает председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда.

Председатель СИНФО Владимир Легойда: Нравственность и мораль генетически связаны с религией

— Нравственность, мораль как особая категория человеческого общежития органически, генетически связана с религией, — сказал Владимир Легойда, комментируя изданию «Сноб», озвученные в СМИ, слова далай-ламы о том, что верующему населению планеты стоит задуматься о духовности вне религии, так как этика в религии больше не выполняет своей функции.

— В обращении далай-ламы я не нашел ни призыва отречься от религий, ни призыва к их смешению. Не знаю, это ли имеет в виду духовный лидер Тибета или нет, но возможный вывод из его обращения следующий: представления о нравственности и в каком-то смысле духовности не сводятся к существующим религиям. Пожалуй, что так, — добавил председатель СИНФО.

По мнению Владимира Легойды, «культура как таковая и логически, и исторически, и семантически вытекает из религии».

— Культура и культ — от одного латинского корня. Более того, если проводить этимологический разбор, открывается еще одна примечательная особенность. Корень этого слова уходит в праиндоевропейское понятие «кружить», «вращаться», то есть настоящая культура имеет некий центр, какое-то глубинное сосредоточение, вокруг которого и «кружится». В случае с религией здесь все понятно: любая религия по своей природе циклична — она «вращается» вокруг священного и, таким образом, постоянно «возделывает», «окультуривает» человеческие души. Для христианства это цикличность всего богослужебного года, в центре которого — Воскресение Христа, Пасха, — добавил он.

Что касается внерелигиозной морали, то она, по мнению представителя Церкви, «конечно, существует, но она всегда конвенциональна».

— Почему я не могу вас убить? Потому что мы договорились. По тем или иным причинам, но пришли к такому соглашению: мол, нехорошо, не стоит. Но как только мы говорим «нехорошо», возникает не только вопрос крошки сына к отцу (что такое хорошо и что такое плохо), но и существенное уточнение: а почему, собственно, это хорошо или, напротив, нет? Религия дает положительное обоснование нравственности. Внерелигиозное обоснование нравственности всегда договорное, — заключил Владимир Легойда.

0
0
Сохранить
Поделиться: