18 декабря состоялась презентация исследовательского проекта Независимой службы «Среда» — Арена, представившего статистическую картину религиозной принадлежности россиян.

В некоторых СМИ появились публикации, что по итогам исследования подлинное количество православных христиан составляет 41% населения России. Некоторые заговорили о сокращении православных. Дальше, наверное, многим хотелось бы заявить, что это из-за скандального выступления в Храме Христа Спасителя. Хорошо, что представитель Фонда «Общественное мнение» Елена Петренко подчеркнула на презентации, что большинство россиян эту акцию просто проигнорировали.

православные россияне

Любое исследование зависит от задаваемых критериев научного поиска. Естественно, что разные критерии приводят к разным результатам. Субъективизм социологических опросов – известная вещь, и неоправданно ожидать от них математической точности. Более того, иногда проводимые по одним и тем же схемам опросы дают существенно отличающиеся результаты.

До этого момента были широко известны две цифры: около 80% идентифицирующих себя с Православием и 3-5% людей воцерковленных, живущих полноценной религиозной жизнью.

Служба «Среда» ввела в оборот новую цифру – 41% «православных верующих, идентифицирующих себя с Русской Православной Церковью». Естественно, критерий принадлежности к Церкви уменьшил количество респондентов, которые попали в упомянутую группу. Сейчас многие люди лучше представляют себе, что такое принадлежность к Церкви, чем, скажем, 10 лет назад. Очевидно, многие наши соотечественники теперь осознают, что недостаточно повесить дома икону или один раз в году приходить за святой водой в храм, чтобы заявлять о своей принадлежности к Церкви. В определенной степени такое критическое отношение к собственной церковности – один из результатов просвещения. Поэтому служба «Среда» выдает нам сравнительно большую цифру - 25 процентов тех, кто считают себя верующими без религии. Разумеется, что при более мягких критериях многие, если не все из них, назвали бы себя православными. Например, каждый десятый из этой категории доверяет Святейшему Патриарху – предстоятелю Русской Православной Церкви, к которой, по собственному признанию, они себя вроде бы не относят. Каждый четвертый хотел бы верить в Бога больше, чем сейчас. Поэтому это группа людей, которая при разных критериях научного поиска либо относится к «просто верующим», либо православным. Важно, что Арена выделяет эту группу – церковным миссионерам становится более понятно, к кому обратить свои труды.

«Среда» насчитала 13% атеистов. Это, конечно, много, но и эта категория не так однородна. Вот, например, покойный академик Сергей Капица называл себя «православным атеистом». Даже в советские годы он с уважением и доверием относился к Церкви, ее роли. Поэтому определенные критерии социологических опросов зачисляют многих из этой категории в православных по культуре, как ни странно это звучит.

Если суммировать верующих, которые, по версии «Среды» принадлежат к Русской Православной Церкви, часть верующих «без религии», то мы получим примерно те же 70-80%, которые Русская Православная Церковь называет людьми, сохраняющими православную культуру и идентичность. Они слышат пастырский голос Церкви, они не чужие для Православия и оно дорого и важно для них. Именно этим руководствуется Церковь в своей миссионерской работе, а также при отстаивании традиционных для нашего общества нравственных ценностей, которые разделяют не менее 80 % сограждан, истоки мировоззрения которых восходят к Православию.

Вахтанг Кипшидзе, руководитель Информационно-аналитического управления СИНФО

ФОТО: Владимир Ештокин

ОТ РЕДАКЦИИ: Социологическая служба "Среда" не отменяет и не ставит под сомнение достоверность результатов, получаемых, например, ВЦИОМ, когда к "православным по
 самоидентификации" себя относит 70-80% россиян. Исследовательский проект вводит
дополнительный критерий: принадлежность к Русской Православной Церкви.
 Численность "церковных людей" (то есть не только православных по
самоидентификации, но и дополнительно декларирующих свою принадлежность к Церкви) очевидно является меньшей, чем численность считающих себя
 православными.

 С учетом новейшей российской истории, принадлежность исповедующего
 православие к Церкви рассматривается как более надежный индикатор его
 состоявшегося религиозного выбора,  чем практикуемые в западной
 социологии критерии, ставящие в центр религиозное  поведение
 ("практическую религиозность"). Сравнительно невысокий уровень
российских показателей в этой области сигнализирует не только о все
 еще сохраняющемся "пост-атеистическом" наследии, но и о
 катастрофической ситуации с количеством православных храмов в РФ, о
недостаточной интенсивности востребованного церковного попечения.

Уважая выбор и самоидентификацию россиян, тем не менее, хотелось бы
подчеркнуть важность и актуальности миссии, адресованной к пятидесяти
 миллионам православных, еще не вошедших в церковную жизнь.

0
0
Сохранить
Поделиться: