Православная ярмарка 2.0

Как ярмарка может быть православной? Что вкладывают в это значение организаторы и участники? Как организуются подобные мероприятия и какие цели они преследуют. Об этом рассказал «Фоме» председатель оргкомитета фестиваля “Артос” Алексей Токарев.

Церковно-вещевые ряды

2d3a0817Мед, носки, крестики, иконки, селёдка, книги, сыр, свечи — всё рядом, в шаге друг от друга. Вокруг шум и толкотня. Разговоры только о ценах, килограммах и скидках. Изредка доносится просьба о пожертвовании. Дико? Да. А ведь еще недавно именно такой и была православная выставка-ярмарка. О принадлежности этого мероприятия к великой вере и культуре говорила разве что надпись на афише перед входом. А внутри — симбиоз рынка выходного дня и церковной лавки. Да-да, тут все же были крестики, иконки, книги и свечи. Именно это и позволяло организаторам называть свое дело православным. Но к сожалению, как у большинства околоцерковных людей, на выставках формальные атрибуты религиозности брали верх над смыслом и сутью.

Если следовать потребительскому восприятию веры, то зачем посещать богослужения, исповедоваться, причащаться, вести борьбу со своим «ветхим человеком», если можно подойти к лавке, подать записочку со своим красиво выведенным именем, поставить свечечку, развернуться и уйти. Если внутри остается приятное одухотворяющее чувство прикосновения к Высокому, то, как говорится, «зачем платить больше»? В этом отношении православные выставки занимали свою нишу, обслуживая внутренние потребности людей в понятной и близкой большинству рыночной модели отношений. И если в 90-е, в эпоху массового возвращения людей к духовным истокам, это еще можно было как-то оправдать, то как можно сегодня закрывать на это глаза? Ведь на такую выставку могли прийти люди, которые только интересуются Православием и хотели бы понять какое оно на самом деле. Что таким людям могли предложить подобные мероприятия? Мёд, носки, крестики и иконки?

Однажды я видел, как инженер осматривал недостроенный дом в очень плохом состоянии. После нескольких минут раздумий он сказал: «Проще все разрушить и построить заново». Именно с такими чувствами я смотрел на выставку, когда священноначалие благословило мне реформировать существующую её модель. Действительно, было бы проще создать заново. После двадцати лет хаотичного развития православные выставки скатились до такого уровня и обросли такой маргинальной славой, что большинство думающих людей, с кем мне приходилось общаться, отмахивались от них как от заразы.

Но у существующего формата есть постоянная аудитория, привыкшая воспринимать его в нынешнем виде. Именно поэтому было принято решение не создавать что-то новое, оставив текущее развитие формата на самотек, а преобразовать то, что уже есть. Создать мероприятие достойное своего высокого наименования и стать образцом для всех остальных организаторов, показывая им, какой на самом деле должна быть православная выставка.

Что изменилось?

В своем известном интервью журналу “Фома”, посвященному православным выставкам, протоиерей Максим Козлов очень жестко раскритиковал подобные мероприятия. И главная его мысль заключалась в том, что на них «понимание нашей православной культуры сводилось к набору общих мест, часто вульгаризированных и сути не отражающих».

Он правильно охарактеризовал то, прежнее, состояние выставок. Однако почти любой новоначальный христианин неизбежно проходит через этап погружения во внешние атрибуты религиозности. И только со временем приходит к пониманию сути Православия. Это время пришло и для православных выставок. Мне очень отрадно сказать, что за год нашего существования многое из того, что описывал отец Максим в интервью, мы смогли искоренить: на нашей выставке нет ни непонятных «отцов-помазунов», ни псевдо-святынь, ни ложных представителей монастырей, которые теперь проходят строгую проверку. Все сегменты ярмарки отделены друг от друга, теперь рядом с иконами свечами и книгами не стоят фермеры или производители одежды.

 

Но решить эти очевидные проблемы организационного характера была не так сложно. Нам же очень хотелось пойти дальше. Во-первых, сделать так, чтобы наши выставки несли еще какой-то смысл, кроме коммерческого. Во-вторых, в рамках выставочного формата придать современную форму тому вневременному содержанию, которое несет с собой церковная традиция.

Как оказалось, придать мероприятию смысл было не так сложно. Для этого нужно было найти одну разностороннюю тему, которых множество в церковной жизни, найти заинтересованных и небезразличных друзей и партнеров, готовых помочь в этом деле, и посвятить всестороннему раскрытию этой темы целый фестиваль. Так мы совместно с Международным фондом славянской письменности и культуры рассказывали о том, как празднуют Пасху славянские народы, с Греческим культурным центром и Московским обществом греков погружали наших гостей в греческую культуру, а вместе с Московским епархиальным молодежным отделом и Синодальным отделом по образованию и катехизации посвящали молодежь в тонкости проектной работы в социальной сфере.

 

Сегодня на нашей выставке-ярмарке, которую мы переформатировали в фестиваль, собираются православные таланты из всех сфер деятельности: это не только производители церковной утвари и прочих полезных вещей, это художники, музыканты, создатели кино, театральные деятели, книгоиздатели. Таким образом мы дали площадку для представления православной культуры во всей ее красоте и богатстве. Но самое важное — жизнь мероприятия проходит в атмосфере радости, открытости и добра. Мы не просто так назвали наш фестиваль «Артосом» (Артос — хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова; «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи, — прим. редакции), мы хотим, чтобы пасхальная атмосфера, как эталон жизни христианина, была в нем доминирующей. Чтобы любой, посетивший его, независимо от степени его воцерковленности, удостоверился, что православная жизнь широка, разнообразна, радостна и интересна.

Но с приданием мероприятию современной формы, как ни странно, оказалось все сложнее. Сколько бы мы не старались со своей стороны сделать фестиваль красивым, мы не продвинемся дальше, пока вместе с нами к преображению не пойдут и наши экспоненты. Я понимаю, что любые изменения неприятны и сложны, они могут быть связаны с дополнительными затратами и хлопотами. Но нужно понимать тенденции времени, под действием которого форма обязана меняться. Степень подготовленности светских мероприятий ушла далеко вперед. Изменились вкусы людей, а с ними — выставочные стандарты, тренды в дизайне и позиционировании. Я понимаю, что проще продолжать использовать старый многолетний баннер на стенде, но нужно осознавать ответственность, которая возлагает выставочная деятельность на экспонента. Современный посетитель, воспринимающий подобные вещи отсталыми, проецирует это восприятие и на всю Церковь. Кроме того, существует особая проблема именно православных ярмарок, когда любой товар продается с приставкой «православный»: православные браслеты, православные платки и т.п. Это профанация слова «православие».  Мне бы очень не хотелось этого допускать.

Я бы мог бесконечно долго рассказывать о наших успехах, но к сожалению, для того, чтобы вывести мероприятие на по-настоящему высокий уровень необходимо еще очень много работать. Сформированный десятками лет духовно пустой рыночный формат дает о себе знать. И устаревшее оформление стендов, на самом деле, меньшая из проблем. Грустно наблюдать, как некоторые участники и посетители с недоумением косятся на наш конференц-зал, где проходят встречи со священниками, презентации книг или концерты. Одни, как прежде, приходят для того чтобы что-то продать, другие — приобрести. В этом, конечно, нет ничего зазорного. Ярмарка для того и создана. Но хотелось бы, чтобы каждый приходящий нес в себе зерно нашей центральной идеи. Любая деятельность православного христианина — это всего лишь часть жизни всей Церкви. Поэтому мы надеемся, что нынешние и будущие экспоненты так же как и мы переоценят существующее положение вещей в жизни православных выставок, новые таланты помогут нам вдохнуть новую жизнь в мероприятие, гости, считавшие православные выставки маргинальными, найдут к нам дорогу, чтобы убедиться в обратном, а дорогой отец Максим Козлов приедет выступить на мероприятии «с правильно расставленными акцентами».

 

Фестиваль «Артос. Все для Рождества» пройдет с 12 по 18 декабря
Адрес: Конгрессно-выставочный центр «Сокольники», Павильон№2 ст.м. «Сокольники»
(от метро курсирует бесплатное маршрутное такси)
Часы работы фестиваля: с 11 до 19:00.
За всеми новостями программы фестиваля «Артос» можно будет следить в социальных группах проекта: www.facebook.com/artosfest и vk.com/artosfest.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 4,43 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.