Православная Германия

Архиепископ Берлинский и Германский Феофан о православии в Германии

3 июня в день памяти святой царицы Елены перед ее мощами, хранящимися в католическом соборе немецкого города Трира, прошла православная Литургия. В 2007 году подобная служба состоялась впервые со времен разделения Церквей в середине XI века, а сегодня массовые православные богослужения на германской земле уже никого не удивляют. Все в том же Трире осенью 2013 года на празднование юбилея Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания для христиан в Римской империи, собралось несколько тысяч верующих, которые буквально заполнили собой весь центр города.

О Православии в современной Германии, о его корнях и сегодняшнем дне рассказывает архиепископ Берлинский и Германский Феофан.

 

Быть священником в России и здесь, в Западной Европе, совершенно не одно и тоже. Если ты служишь где-нибудь в русской провинции, где люди, даже если они не ходят в церковь, считают себя православными – это одна специфика. И совсем другое дело здесь, где людям приходится порой проезжать сотни километров, чтобы попасть на службу. А есть еще проблема неправославного окружения, проблема смешанных семей…

Поэтому здесь те, кто ходят в храм регулярно, прекрасно понимают зачем и почему они в него идут. И мотив их не в том, что вокруг православное окружение, не в том что «все идут и я иду». Приход к Церкви здесь — это личный осознанный выбор каждого человека.

В Германии у нас очень сильна общинная жизнь. Это наша гордость, и в тоже время это очень важно для тех, кто заходит в храм первый раз. Очень часто бывает так, что оказавшийся в чужой стране человек ищет, где бы его могли поддержать. Он ищет какую-то связь с родиной, и за этим приходит в храм…  В его поступке абсолютно нет никакой религиозности в этот момент, но мы не можем его отталкивать. Наоборот, наша цель — выслушать его и попробовать помочь, ситуации ведь бывают тяжелые: у кого-то кто-то умер, кто-то просто остался один…

Здесь важно сперва оказать поддержку, а уже потом объяснять, что в храм нужно идти только ради Христа, а не за чем-то еще. Ведь наши храмы  это  не места для сохранения культуры, не центры по связям с соотечественниками, и уж тем более не хранители фольклора.

Наша главная задача — дать людям Христа. А национальное — это уже второстепенно.

Литургия в базилике святого
Константина Великого. 12 октября 2013 года

В Германии сегодня много православных. Вообще история Православия здесь весьма древняя. До татаро-монгольского нашествия весь север Европы был единым культурным полем, где Новгород не являлся исключением. В новгородские земли что-то проникало с Запада, а что-то наоборот, попадало на Запад. Так случилось и с православной культурой… Потом связь прекратилась, но уже с XVII века Русская Православная Церковь вновь закрепилась на немецкой земле. Потом была эмиграция вызванная революцией, она серьезно повлияла на жизнь православной Германии, но большинство тех эмигрантов уехали сразу после Второй мировой войны — в Германии им было не слишком комфортно. Зато с 60-х годов сюда поехали люди с юга Европы: греки, болгары, сербы. В 90-е стали приезжать люди из бывшего СССР.

Тогда наши приходы и епархии настолько выросли, что православные верующие осознали вдруг, что здесь они больше не маленькие религиозные общины, а одна большая и единая Православная Церковь.

Проблема была лишь в том, что греческие общины окормляются греческими священниками, арабские – арабскими, а русские – русскими. Таково уж церковное устройство. Чтобы консолидировать свои усилия, чтобы совместно вести диалог и с обществом и с немецким государством, мы решили создать общую комиссию, которая затем превратилась в конференцию православных епископов Германии.

Теперь мы собираемся два раза в году, стараясь делать это в разных частях страны, — так легче видеть, что происходит на местах. Каждый раз мы вместе служим Литургию и обсуждаем наиболее важные для нас проблемы.

Исповедь перед Литургией

Наша последняя встреча состоялась в Трире и была приурочена к юбилею Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания для христиан в Римской империи. На службу здесь собрались тысячи православных верующих, также приехавших с разных концов страны — это просто прекрасно.

Думаю, паломничество даже в комфортных современных условиях  — это все равно труд и выход из повседневной суеты. Паломник – это человек, который себя посвятил Богу. Это особое чувство. Паломнические традиции — одна из тех вещей, которые мы можем дать современному Западу.

Помню, как я служил в маленьком городке Эшо, где когда-то хранились мощи святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда мало кто ездил туда, но прямо на моих глазах и во многом благодаря русским паломникам ситуация изменилась. Сперва были сотни людей, потом тысячи. Бедные мэр и священник —

они вообще никогда такого не видели! Это небольшой городок, очень древняя базилика. Сперва люди даже испугались такому наплыву, а потом им понравилось. Ведь они увидели искренний интерес приезжих к их городку. И это важно.

Комментарий к теме:

Давид Лангер, статс-секретарь министерства по социальной и работе и демографии Германии.

Христианство играет огромную роль не только в Германии, но и во всей Европе. Это и наша история, и наше настоящее. Оно определяет и наше душевное состояние, и наше будущее в целом. Потому я считаю, что немецкому государству так важен диалог с Церковью. И поэтому я так рад, что сегодня к нам приезжает так много людей из Восточной Европы, которые сохраняют свою православную веру. Православие помогает им сохранить связь со своими корнями, со своим народом, но в тоже время оно же помогает им интегрироваться и в германское общество.

Благодарим за подготовку материала Паломнический центр апостола «Фомы».

DSC_3537 СОКОЛОВ Алексей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Руководитель интернет-проектов
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 1,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.