ПРАВОСЛАВИЕ ПОДНИМАЕТ С КОЛЕН

Письмо Марии Егоровой, опубликованное в прошлом номере "Фомы", меня как священника очень взволновало. В частности, она спрашивает, почему каждая религия пытается поставить человека на колени. И собственно говоря, в чем смысл нашего преклонения перед Богом. Поэтому мне хотелось бы высказать, в качестве небольшого дополнения к ответу протоиерея Аркадия ШАТОВА, несколько соображений.

Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот — поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. ГРЕХ ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.

В Евангелии Христос говорит ученикам: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными". Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях — а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего — наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях — это, по сути говоря, традиция неправославная.

Православие и древнее христианство знает преклонение колен, т.е. склонение на какое-то время в благоговейном поклоне… Либо в земном поклоне покаянном. Но затем и восстание с колен — как образ нашего освобождения, нашего прощения, нашего предстояния перед Богом. Недаром в Православной Церкви отменяются земные поклоны накануне воскресных дней и в течение всего воскресного дня, накануне великих праздников, а также во время всего Пасхального периода (до праздника Троицы).

Но и в поклонах нет никакого противоречия духу свободы, нет никакого унижения. Потому что, подчеркиваю, единственное унижение, которое человек знает, — это унижение от греха и от дьявола. Христианское же мировоззрение, наоборот, утверждает высокое достоинство человека. Ведь в человеке — образ и подобие Божье.

А относительно благоговения перед святыми хотелось бы еще вот что добавить. Преклоняться, склонять свою голову в восхищении, в благоговении — это естественное свойство человеческой души. И говорит оно не о том, что человек ограничен, а о том, что человек велик. И способен к возрастанию. Только когда мы сами признаём наше в чем-то недостоинство, мы можем двигаться вперед. Если же в нас это ощущение внутреннего несовершенства отсутствует, то тогда, скорее всего, мы находимся в тупике, в духовной пропасти.

Поэтому я бы очень хотел, чтобы Господь, по желанию Марии, просветил ее сердце и дал ей возможность увидеть Православие. Такое, какое оно есть — не религию, а свободный путь христианина к Богу. Путь, на котором в определенный момент смирение и покаяние естественным образом, а не в силу какого-нибудь принуждения, появляются в человеческом сердце.

38 № 1 (5) 1998
рубрика: Архив » 1998 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.