Похожи ли святые на свои изображения?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

В  связи с началом процесса прославления и канонизации российских новомучеников и исповедников перед современными иконописцами неожиданно и очень остро возник вопрос о том, как писать образы святых XX столетия. Должны ли святые лики внешне походить на конкретных людей недавнего прошлого? Можно ли представить их в одеждах своего времени, или требуется облачить их в хитоны и гиматии, традиционные для апостольских времен? Этой теме были посвящены круглые столы и конференции.

Ответ, однако, кажется, мне очевидным. Он дан самой историей иконописания. Первые иконы были, по-видимому, не чем иным, как портретами людей, на лицах которых явился божественный свет. Они даже писались в живой, натуралистической живописной манере. Вспомним хотя бы энкаустические синайские образы VI-VII веков: «Апостол Петр», «Святые Сергий и Вакх», «Неизвестные мученик и мученица».

Церковная традиция сохранила рассказ о том, что первые иконы Богоматери были написаны евангелистом Лукой непосредственно с Пречистой Девы, то есть тоже были ее портретами. Да и нерукотворный образ Христа (Мандилион) был не сотворенным руками изображением Иисуса.

Апостол Петр, Икона VI в. Дерево, энкаустика. Монастырь св. Екатерины на Синае

Апостол Петр, Икона VI в. Дерево, энкаустика. Монастырь св. Екатерины на Синае

Конечно, с течением времени портретные черты прототипа несколько сглаживались, а образ святого становился все более идеализированным. Тем не менее мы всегда различим святых апостолов Петра и Андрея, например, по характерным, свойственным каждому из них внешним признакам. Образ святого равноапостольного Константина Великого, и это особенно заметно на доиконоборческих иконах, носил черты портретного сходства с римским императором. Их можно сопоставить с прижизненными скульптурными портретами правителя, которые, кстати, сохранились.

Из русской иконописи вспоминаются образы XV века — святых митрополитов московских Петра и Алексия письмá Дионисия и образ преподобного Кирилла Белозерского иконописца Дионисия Глушицкого. Они не только «портретны», но и облачены в современные им исторические костюмы.

Изображение на заставке — икона св Петра и Павла, vsehpozdravil.ru

cover147 копия Июль 2015 (147) №7
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.