Александр ЛАВДАНСКИЙ,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

На самом деле это не совсем так. Мы не можем сказать, что на всех без исключения церковных изображениях отсутствуют тени. Если мы рассмотрим, например, изображения святых на мозаиках в Равенне, то заметим на них тени. Эти мозаики являлись образцами позднеантичного искусства, поэтому обладали всеми характерными особенностями того искусства, в том числе на них были изображены и тени.

На вопрос же, почему на современных иконах нет теней, можно дать два ответа.
Согласно одной из версий, после иконоборческого периода (Иконоборчество — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. — Ред.) произошел некоторый упадок в иконописном творчестве. Одним из проявлений этого упадка можно считать и исчезновение теней.

Апостол Павел. Мозаика. Италия, Равенна. VI в.
Апостол Павел. Мозаика. Италия, Равенна. VI в.

Другая версия отражает совсем иной подход к этой проблеме. Спросите себя: как можно изобразить солнце таким образом, чтобы на нем и рядом с ним были тени? Фигура Спасителя не отбрасывает теней, поскольку Спаситель и есть Свет. Бог — это Свет, в Нем и рядом с Ним не может быть никакой тьмы.

2
0
Сохранить
Поделиться: