Почему Московский Кремль мог быть разрушен?

12 марта 2017 года исполняется 280 лет со дня рождения Василия Баженова. Талантливый архитектор был зодчим Ее Императорского величества, а его проекты – смелыми и необычными. Не все замыслы архитектора были завершены. Но мало кто знает, что проект Баженова мог полностью изменить облик Московского Кремля.

Чертежи В. И. Баженова

1 июня 1773 года в самом сердце Москвы – внутри Кремля по указу Екатерины Великой был заложен первый камень нового Кремлевского дворца. Проектом руководил Василий Баженов, которому было всего 35 лет. Молодой талантливый зодчий, только вернувшийся из курсов в Академиях Парижа и Флоренции, сразу же приглянулся императрице. Как раз в это время она вдохновлялась переписками с двигателями просвещения Вольтером и Дидро, шла навстречу их идеям.

Политические и идеологические воззрения Екатерины, по праву считавшей себя «философом на троне», постепенно начинают воплощаться и в камне. Малый Эрмитаж, Академия художеств в Петербурге, – новое дыхание в архитектуре, свобода мысли и пространства – в головах. На очереди после Петербурга была Москва.Екатерина не так любила Москву с ее «утомительным многолюдьем» и хотела привить ей свой художественный вкус.

Московским направлением архитектурного неоклассицизма по желанию Екатерины и Григория Орлова занялся Василий Баженов. Изначально ощущения архитектора и императрицы совпали. Он представил на Высочайшее рассмотрение проект Большого Кремлевского дворца – крупнейшего в Европе дворцового комплекса. Планы молодого архитектора были чем-то совершенно новым, неожиданным среди основных улиц и построений в духе эпохи Рюриковичей. Для его исполнения предлагалось снести часть Кремлевской стены, несколько старых построек, в том числе, и ряд церквей. Средневековую крепость должен был заменить свободный гармоничный ансамбль из древних храмов, площадей и дворцов, общественных зданий.

Широкие площади, проспекты и никаких старых построек, кроме соборов. По плану, все здания были бы соединены простыми колоннадами и портиками. А самым центром Кремля стал бы величественный амфитеатр, где монарх общался бы со своим народом. Все это называлось «Форумом Великой Императрицы». Занималась перепроектированием Кремля – Экспедиция Кремлевского строения, главным архитектором которой был Баженов.

Фрагмент гигантского макета Баженова (Музей Архитектуры), Фрагмент гигантского макета Баженова (Музей Архитектуры), фото Shakko /ru.wikipedia.org

Но планы не ограничивались только Кремлем. Специальная комиссия – о Каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы занималась и проектами полной перестройки окрестностей Москвы, вплоть до изменения ландшафта города.

Строительство началось. Южная часть Кремлевской стены (та, что проходила вдоль Москвы-реки) была уже снесена – и вдруг из Петербурга приходит указ приостановить строительство и восстановить разрушенную стену. Проект на время законсервировали, вскоре и вовсе отказались от грандиозного плана.

Сразу же начали распространяться слухи, почему остановили соединение московского Кремля с мотивами европейской архитектуры. Что же стало настоящей причиной отказа от замыслов Баженова? Версии были разными: официальной причиной послужила нехватка средств из-за ведения Крымской войны. Дескать, из-за этого планы Баженова перестали финансировать. Стройка была под благовидным предлогом свернута. При желании, великая самодержица, которая всегда отличалась особой целеустремленностью, могла бы мобилизовать ресурсы из любой другой сферы. Но что-то ее остановило. Запланированная Кремлевская перестройка, как ее тогда называли, совпала с кардинальными переменами внутри страны. Они вызвали изменения политики и взглядов Екатерины в сторону «закручивания гаек».

Другой версией закрытия проекта стала внутриполитическая обстановка в государстве. Буквально через пару месяцев после закладки камня на Урале и в Поволжье началось масштабное Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Проевропейские взгляды правительницы, снос Кремля – сердца Москвы, могли вызвать еще больший шквал возмущений и подозрений в том, что власть в Российской империи захватили масоны (популярная в то время версия). Но и в этом случае, строительство могло бы восстановиться после подавления беспорядков.

Чертежи Василия Баженова

Очевидно хотя бы то, что новый дворец не совсем вписывался в архитектурное, идейное единство средневекового Кремля. Происходило полное смешение стилей. К тому же, еще при планировании строительства было заявлено, что возведение нового дворцового ансамбля чревато обрушением Архангельского собора. Разрушение святыни грозило новыми волнениями населения. Но важным было то, что Кремль мог потерять ту историческую самобытность, стать статичным, рациональным, похожим на новые Петербургские постройки.

Следование идеалам просвещения, культурное подражание Франции сменились некой опаской в отношении либерализма. Эти процессы нашли отражение и в будущей архитектуре. Со временем взгляды главного архитектора Баженова и императрицы стали расходиться. Несколько грандиозных проектов, в том числе и Баженовский ансамбль, были свернуты. Кремль почти не изменился.

Правда, величественные идеи Баженова все же частично воплотились в более спокойном проекте здания Сената, спроектированного другим зодчим – Матвеем Казаковым. Построение все же стало не таким грандиозным, заняв ограниченное место в Кремле и не нарушая его концепцию. Но постройка, в отличие от Баженовского дворца, гармонировала с остальными зданиями. Вскоре еще один смелый замысел Баженова был забракован. Дворцовый ансамбль в Царицыне, соединяющий готические мотивы с актуальным классицизмом был полностью спроектирован и почти достроен Баженовым. А затем снесен по указу императрицы. Проект был также поручен Казакову.

Каждый план Баженова был отражением настроений и идей эпохи. Баженов и его комиссия относились к Кремлю как к чистому листу. Отмена двух грандиозных проектов была большим ударом для молодого архитектора. Ведь зодчий ставил себя и свое творение на место Творца, он был заворожен своим проектом. Екатерина все же решила не навязывать «дух Петербурга» Москве. Хотя дом Пашкова, спроектированный тем же Баженовым, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, и сейчас признан одним из красивейших символов Москвы.

В чем не сошлись идеи Баженова и Екатерины Великой, что послужило причиной культурного конфликта – вряд ли будет достоверно известно. Можно лишь строить предположения. Но даже сейчас, через практически три столетия, понятно, если бы планы Баженова были осуществлены, сегодня Москва выглядела бы совершенно по-другому.

Благодарим за предоставление информации Константина Михайлова, краеведа, члена координационного совета общественного движения «Архнадзор». С 2012 года — члена Общественной палаты Российской Федерации и член Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

 

Смотрите также:

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Николя
    Март 12, 2017 21:55

    Простой поиск “Баженов масон” открывает новые и интересные измерения этого заказа – и отказа от него…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.