ПОЧЕМУ МОЛОДЕЖЬ (НЕ) ИДЕТ В ЦЕРКОВЬ?

Большинство знакомых мне ребят пришли в Церковь без видимой причины. В зрелом возрасте людей нередко приводит в храм беда, потрясение, переживание за близких. Многие из пришедших по такой нужде, вкусив благодатной помощи, остаются в Церкви. Пожилым людям свойственно готовиться к вечности, у них — свой путь к храму.

Архимандрит Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, заместитель Главы Синодального отдела по делам молодежи УПЦ, главный редактор молодежного журнала «Отрок.ua», Киев, Украина

Без видимой причины

Большинство знакомых мне ребят пришли в Церковь без видимой причины. В зрелом возрасте людей нередко приводит в храм беда, потрясение, переживание за близких. Многие из пришедших по такой нужде, вкусив благодатной помощи, остаются в Церкви. Пожилым людям свойственно готовиться к вечности, у них — свой путь к храму. Иное дело — юность. И радости, и горести ярче, полней; все, что не до конца, — неправда. Вот этот юношеский максимализм делает громче тот зов Христов, который звучит в душе каждого человеческого существа. Спросишь — что тебя привело? — чаще всего услышишь: жажда, порыв, необъяснимый интерес… Очевидно, что юная душа особо восприимчива к действию благодати.
Впрочем, этот же максимализм способен увести человека и в противоположную сторону. С одним и тем же размахом молодость способна и принимать, и отвергать. Разговоры, что, мол, в Церкви все не так и не то — это отговорки и самооправдания. Убежден, что дело тут не в Церкви, а в тайне души человеческой: у каждого свой срок и свой путь. Хотя, конечно, наша задача — сеять и ждать всходов. И создать все условия для того, чтобы молодежь к нам не просто пришла, но и осталась в Церкви.

 

Иван Демидов, академик Академии российского телевидения, Москва

Не идут — когда душа ленится

А где еще узнать себя и мир вокруг!? Ну, конечно, среди людей, в искусстве, культуре и, прости Господи, в телевизоре. Это все правда, но…
Набирая все больше и больше информации, просто уже захлебываясь в ее потоке, особенно в наше время, человек, особенно тот, кто открывает для себя мир (а это и есть, в основном, молодой человек) особой ценностью считает для себя образ жизни, живой пример.
Когда ты видишь, что люди рядом с тобой живут как-то по-особенному, со своими ритуалами, словами, знаниями, их явно что-то объединяет, и при этом ты можешь легко узнать эту жизнь, ты, скорее всего, попробуешь ее узнать. В той же самой информационной реальности ты часто натыкаешься, пожалуй, на самые сильные образы и знаки: Бог, Крест, Дева с Младенцем, Смерть, Свет. И ты понимаешь, что они принадлежат, в своей основе, к тому же самому месту, что находится прямо на твоей улице, — к храму. Как не зайти? И, наконец, жажда познать самого себя, найти доброту и утешение, смысл и тайну — и ты тоже заходишь в храм.
А не идут в Церковь, когда нет этих исканий. Когда либо спят ум и душа, либо ленятся!

 

Екатерина Юдина,инструктор детской общественной организации «Братство Православных Следопытов», Москва

Как можно оттолкнуть от Церкви

Есть в жизни моменты, когда человек попадает в тупик, чувствует себя раздавленным чем-то бездушным, чуждым ему… В эти минуты понимаешь, что надеяться можно лишь на чудо. И начинаешь молиться. Чуждое — это все темное, что есть в тебе. Тупик — это отсутствие в жизни Бога, смысла, любви.
В Церкви можно найти радость; можно найти свое доброе и полезное дело.
Но, к сожалению, часто, переступая порог храма, молодой человек встречает там людей, которые отталкивают его от себя просто даже своим видом: неприветливым, понурым, сутулым. И еще сильнее отталкивают своим отношением: прихожане отказываются принимать светскую молодежь такой, какая она есть, и стремятся показать, что их собственная понурость и неприветливость — пример «христианского благочестия». Неудивительно, что в душе молодого человека это рождает неприятие ко всему, что можно назвать Православием!

 

Виталий Койсин, научный сотрудник Левенского университета, Левен, Бельгия

Любовь против объективных причин

Пожалуй, проще ответить на вторую часть вопроса: почему бóльшая часть молодежи не воцерковлена, хотя крещена и, в большинстве своем, во что-то верует. Ответ на это уже давно дан в евангельской притче о сеятеле. Кто-то еще не обрел веру, живя в «заботах века сего». Кого-то отталкивают мнимые или настоящие болезни церковной жизни и наши, христиан, грехи. Кто-то считает, что достаточно «верить в душе» и быть «просто хорошим человеком», а церковность, таинства — это все неважно. Кого-то прельстили идолы самости, гедонизма, «свободной любви» и легкого отношения к жизни.А вот почему, несмотря на все это, остальные все-таки идут в церковь — на это ответить много сложнее. Ведь вроде бы и люди те же самые — из тех же социальных слоев, с тем же уровнем образования, выросли в той же стране и культурной среде, но — верят, причем не переиначивают веру в удобную для себя форму. Трудно объяснить такую веру.

Конечно, есть второстепенные причины. Например, то, что теперь на приходах служит много молодых священников. Что появились талантливые миссионеры и апологеты. Что печатаются интересные и глубокие православные книги и журналы. Это так, но тайна веры все равно остается нераскрытой.

Здесь все как в любви. Можно выделить множество объективных и субъективных причин, почему двое не любят друг друга. Но как объяснить, если любят?

Тутта ЛАрсен, телеведущая, Москва

Церковь — не голливудское кино

Мне кажется, это естественная потребность всякого интеллигентного, мыслящего человека — быть образованным не только интеллектуально, но и духовно. Люди прекрасно понимают, что есть вопросы, ответы на которые можно найти только в вере. И приходят в храм. А еще… жить довольно страшно. Единственный способ остаться в здравом уме, не утратить гармонию с миром — это быть верующим. Для многих, и для меня тоже, вера — это, в первую очередь, борьба со страхом.

Мне сложно сказать, почему молодежь не идет в церковь: я сама пришла в храм не так давно. Думаю, главная причина в том, что прервана традиция и вера уже почти сто лет не переходит от отца к сыну. Кроме того, Православие — не голливудское кино, которое рекламируется на каждом углу, поэтому люди приходят в церковь не массово, а каждый в свой срок. И это правильно: в храм надо приходить по зову души!

 

Женя ГЛЮКК, ведущая программы «Русский рок» на «Радио Рокс», музыкант, писатель, Санкт- Петербург

Перестаньте пугаться!

Когда человек идет в храм? Как правило, когда что-то у него случилось. Чтобы обрести душевный покой. Таким образом, большинство людей приходит в церковь в зрелом возрасте. Уже и болезни какие-то есть, и родственников приходилось терять, и друзей. А ведь это неправильно! К церкви можно и нужно обращаться и в радостном состоянии духа, иначе получается какая-то сделка на социальном уровне: «Ты мне помоги, а я в тебя поверю».

Молодежь, тем не менее, уже сейчас идет в церковь, потому что нет больше в государстве нашем места более намоленного, генетически зовущего, нежели храм. И хочется душе понять себя и найти если не ответы на вопросы, то хотя бы тропинку, по которой следует к этим ответам идти. Как ни странно, для молодого сердца церковь выполняет альтернативную чему-то роль, андеграундную, авангардную, и заставляет думать и решать: кто я, зачем я? Чтобы познать себя…

 

 Артем Ермаков, заместитель главного редактора журнала «Наследник», Москва

Смысл против комфорта

Даже когда я был моложе, я удивлялся, почему, если уж во Христе «нет ни эллина, ни иудея», надо уделять особое внимание какой-то отдельной возрастной группе? Духовная зрелость людей редко соотносится с физической, а процесс личного созревания у современного человека очень затянут. С одной стороны, я уже в семь лет считаю себя личностью, с другой — даже в тридцать семь часто не понимаю, что, кроме прав, существуют обязанности, причем взятые на себя добровольно. Даже многие родители сегодня не понимают, зачем их дети должны ухаживать за пожилыми родственниками, создавать собственные семьи, рожать детей, служить в армии, выбирать непрестижные профессии (даже если к ним есть талант)…

Если молодым людям сегодня не ясно, зачем служить ближним, как они могут осознать смысл служения Богу? А ведь то, что происходит в храме, недаром называется службой. На службе можно отдохнуть душой, но нельзя «расслабиться». Поэтому в церковь чаще приходят «труждающиеся» или хотя бы «обремененные» молодые люди. Они ищут уже не комфорта, а смысла и подлинной любви.

 

Андрей Попов, менеджер проектов коммуникационной группы «Publicity», Москва

Спастись или «заслужить спасение»?

Молодые люди не идут в церковь, потому что им чужды и малопонятны те ценности и образ жизни, что она предлагает. Жизнь в церкви сложна, противоречива, ради нее надо отказываться от очень многого из того, к чему нас заставляет привыкнуть современная действительность. Примеры, которые церковь дает в своих святых, кажутся молодежи абсолютно недостижимыми: гораздо легче подражать кумирам из мира шоу-бизнеса. Кроме того, многим не понятна обрядовая часть службы и «иностранный» церковнос-лавянский язык, на котором она ведется. Да и отсутствие «посадочных мест» в храмах некоторых ставит в тупик. Попытаться начать разбираться в этом у них нет никакого желания…

Почему приходят? Хуже всего, когда молодые и амбициозные люди хотят «заслужить» спасение, исполняя обряды и демонстрируя деятельную жизнь, полную благих намерений. Чего недостает людям, выбравшим такой путь? Думаю, главного — веры.

Но есть, слава Богу, и такие, кто приходит в церковь потому, что действительно хочет спастись — через жертву добра и любви, послужив своим ближним.

 

 

Андрей Чижов, главный продюсер молодежного вещания «Радио России», Москва

Совершить поступок

Молодые люди ощущают бездуховность окружающего мира, ищут выход и находят его в вере. Почему же они так часто обходят церковь стороной?

Кто-то боится ступить на незнакомую, неизведанную почву: молодежь просто не знает, что ожидать от церкви. Будут ли мне там рады? Чем мне придется пожертвовать? Как реагировать на сердитых церковных бабушек?

Кто-то откладывает поход в храм на неопределенное время, потому что ждет какого-то особенного, яркого случая, который приведет его к Богу. Конечно, Господь зовет каждого, но люди настолько затянуты, увлечены миром, что не всегда слышат Его голос.

Желание обрести Христа должно стать сознательной, твердой жизненной позицией, и для того, чтобы не только прийти, но и остаться в церкви, надо совершить поступок — изменить себя.

 

 

Юрий Кубанков, налоговый консультант в компании «Ernst & Young», Москва

Робинзоны Крузо

Почему молодежь не идет в церковь? Думаю, из-за разрухи в головах. Типичный представитель общества потребления массово пойдет в церковь тогда и только тогда, когда ее начнут рекламировать наравне с продуктами массового потребления. Готова ли церковь такой ценой привлекать молодежь? Думаю, нет.

Почему все же молодежь приходит? Сложно представить себе человека, которому не нужна поддержка. Сейчас, в эпоху виртуального общения, когда связи между людьми становятся все менее тесными, для многих людей, словно для Робинзона Крузо на острове, основным видом общения становится общение с самим собой. Такой человек либо разлагается в своих мыслях, либо ищет Бога. Робинзон выбрал второй вариант и не прогадал, как известно. Очень поучительная книжка, кстати.

На заставке фрагмент фото с mochaloff.ru

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.