Отвечает Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»

Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»

Можно назвать две причины. Во-первых, иконы пишутся темперой, чаще всего яичной. Такое изображение необходимо покрывать защитным слоем — лаком или олифой*. Олифу производят из растительных масел и при варке добавляют стружку различных металлов. Именно из-за солей металлов защитный слой со временем становится темнее, а вместе с ним и все изображение в целом.

Во-вторых, причина может быть в технологии высветления ликов. До последнего времени в иконописи использовались свинцовые белила. Находясь на свету, они действительно становятся яркими, придают изображению светлость. Но если икону, написанную при помощи свинцовых белил, поместить туда, куда почти не будет проникать свет, белила станут практически черными. Не раз случалось так, что в каком-то темном углу находили икону, изображение на которой было невозможно разобрать: все черное. Икону выставляли на свет, свинцовые белила вбирали в себя солнечный свет — и лики снова светлели.

Тридцать лет назад, когда иконопись у нас только возрождалась, мастера готовили свинцовые белила по древней технологии, достаточно сложной и специфической. А сегодня наряду со свинцовыми белилами в иконописи используются и титановые белила, которые имеют более холодный оттенок. Их легче достать и безопаснее использовать, нет риска отравиться.

0
0
Сохранить
Поделиться: