ПАЛИТРА ПРОСТОГО СЕРДЦА

Сегодня трудно удивить кого-то рассказами о занятиях для людей «с особенностями развития». Ведь реабилитационных центров, авторских курсов в интернатах и частных инициатив существует немало… И все-таки занятия, которые проходят в учебной мастерской при государственном музее «Царскосельская коллекция» города Пушкина, иные. С «особенными людьми» занимается художник Александр Некрасов, который готов не только поделиться опытом, но и сам поучиться у своих подопечных свободе и ясности художественного языка.

Условно искусство можно разделить на академическое и неакадемическое. Первое строится на системности, логичности и каноне, второе — на самобытности, свободе и эмоциональности. Нарочитый примитивизм, «детскость» живописных работ, простота исполнения — отличительные черты многих неакадемических художников. Другое дело — надуманная эта простота или идущая от сердца, вымученная наивность или искренний порыв… от этого, наверное, во многом зависит конечный результат работы любого художника.

Александр Некрасов хорошо известен арт-Петербургу и как художник «митьковской» школы, и как энтузиаст-собиратель современной живописи. Источник вдохновения, настоящий «детский» художественный взгляд он открыл в людях, диагноз которых звучит жестко и не по-детски: «умственная отсталость». Именно с этими людьми семь лет назад Александр Некрасов стал заниматься по предложению сотрудников Центра социальной реабилитации инвалидов Пушкинского района.

Девять «трудных» учеников

Вова, Света, Аня, Миша, Света, Дима, Катя, Андрей, Катя. Сидят за мольбертами и сосредоточенно рисуют. Красивые краски, кисточки разной толщины, притихший вид. Некрасов называет их детьми, по именам и на «ты», хотя старшей, Кате, уже пятьдесят. Они его — по имени-отчеству и на «вы». Впрочем, некоторые из них больше молчат. Вряд ли такое отношение можно назвать неуважительным:  он — учитель, они — ученики. «Здравствуйте! Александр Михалыч, а я поздоровался, правильно?» «Александр Михалыч, красиво? А в прошлый раз тоже было красиво, да, да?» — Некрасов ходит между мольбертами, внимательно и изучающее смотрит: «Светочка, вот ты тут правильно фон делаешь, так нежно-нежно, едва касаясь. Дима, ты уже закончил? А что у тебя мост такой белый? По нему и идти страшно, не видно, где он кончается. Андрюша, а ты чего сегодня такой подавленный? Рисунок очень хороший, а настроение — не очень»…

Когда к Некрасову впервые пришла группа из Центра реабилитации, он был растерян и с трудом понимал, как общаться с этими людьми. Опыта никакого, а внешний вид и поведение воспитанников были довольно  непривычными. Но скоро художник нащупал главное правило: они такие же, и общаться с ними нужно и можно только на равных, без скидок на «диагноз».

Действительно, и часу наблюдения было достаточно, чтобы увидела и я — это обычные люди. Такие же разные, как и все мы. Со своими особенностями, характерами, взаимоотношениями. Дима Сташевский — самый активный, молодой. Кричит громко, часто зовет педагога, его рисунок («это елка, это человек в пальто, это дом») готов раньше всех. К концу занятия он успевает не только убрать за собой краски и кисточку, но и помочь другим. Что-то дорисовывать по совету учителя ему явно не хочется, но все-таки он старается. Некрасов, тем не менее, считает, что Дима — настоящий художник с узнаваемым стилем. И действительно, разглядывая подборку ученических работ, легко угадываю Димин рисунок: такие же длинные, устремленные вверх предметы и существа.

Света Скачкова — наоборот, совсем не торопится. Когда у Димы уже все готово, она только заканчивает крону одного из деревьев. Тщательно работает, вымазывая краску с кисточки досуха. Рисунок от этого какой-то тоже сухой, нервный и вместе с тем изящный и удивительный. Это Екатерининский дворец и сад, перед дворцом — скульптуры. Света продолжает рисовать даже тогда, когда все выстроились, чтобы посмотреть работы друг друга, обсудить их и поаплодировать. Дорисовывает, когда все уже ушли: она может вернуться домой самостоятельно. Некрасов мечтает, что сделает ей персональную выставку, а если она выйдет в финал конкурса изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями, то вручит в качестве приза мольберт.

У Ани Калиничевой — снег на красном фоне выглядит очень красиво. «Почему у тебя небо красное?» — «Это не небо, это фон». — «А вот человечек гуляет, — это кто?» — «Миша…» Засмущалась. Конечно, Миша, кто ж еще. Миша сидит напротив, они неразлучны и здесь, но после занятия все равно устремляются друг к другу, ждут остальных, держась за руки.  Андрей Пузин молчит все время, отвечает шепотом и пытается отстраниться от дружеского похлопывания по спине. Андрей — человек настроения. Он может впасть в уныние и отказаться идти на занятия. У него очень плохое зрение. Но именно Андрея Некрасов выделяет как лучшего в группе, называя состоявшимся сильным художником со своим мышлением, способностью логично организовать пространство, умением свободно владеть кистью… Андрей — еще один претендент на персональную выставку.

Так трудные эти ученики? «Нетрудные, — убежден Александр Михайлович. — Если говорить о тех самых “особенностях развития” — так какой художник без особенностей и исключительных данных?.. Здесь у нас идет процесс становления, выявления чего-то очень важного, индивидуального в их личностях. И в этом процессе мне очень приятно участвовать. Чувствую, что я на своем месте».



Объясняя жизнь

Каждое занятие начинается с того, что Александр Михайлович объясняет. Например, показывает клен, обращает внимание на его особенности. «И дальше у них появляется собственное прочтение того, о чем мы говорили, — рассказывает Некрасов. —  И оно очень дорого мне. Это прочтение проявляется каким-то необыкновенным образом, иногда кажется, что таких визуальных решений сам бы я никогда не нашел. Есть всем известное стереотипическое изображение листьев клена.  А здесь вдруг понимаешь, что они могут быть нарисованы совсем иначе, но и это будет клен! Я не перестаю учиться у этих ребят умению быть свободным в творчестве, нешаблонности языка. А ведь самое вредное, что есть сегодня у художников, — это неверие себе, оглядка на стереотипы и отсутствие риска в творчестве. А этим ребятам терять нечего. Они просто работают, и все. И их свобода самопроявления дает совершенно непредсказуемые результаты».

Темами уроков Некрасова иногда становятся образы православных святых, например небесных покровителей Петербурга Александра Невского и Ксении Блаженной. «Я считаю, что вправе рассказывать им об этом, — говорит Александр Михайлович. — нет, конечно, не на уровне проповедника, но на уровне художника и просто человека, который может поделиться своим пониманием, опытом, чувствами».



«Резонанс»

В канун нового года в рамках фестиваля «Царскосельский вернисаж» Александр Некрасов планирует сделать совместную выставку своих воспитанников и современных петербургских художников. Рассматривая буклет к будущей выставке, которая назывется «Резонанс», обнаруживаешь, как стилистически отвечают друг другу произведения учеников Некрасова и работы современных художников. Идею «Резонанса» подсказала художница Ия Кириллова. «Этот фестиваль должен стать делом всех, а не только людей с особенностями в развитии, их педагогов и воспитателей, — считает Некрасов. — Современным художникам, которые все-таки довольно консервативны, необходимо обновление в мышлении. Чистота, которой обладают наши ребята, их раскованность, глубина, острота переживания будут очень полезны и простым зрителям, и художникам. Убежден, что работы ребят нашей мастерской способны повлиять на художественную культуру Петербурга».

Не всем близка авангардная живопись, не все сумеют понять и принять  картины ребят из некрасовской студии, но безусловно одно: в этих работах каждый сможет увидеть доброту, доверчивость и открытость — всю палитру красок их сердца.



Александр Некрасов
родился в 1955 году в Ленинграде, окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.

Художник группы «Митьки». Директор государственного музея «Царскосельская коллекция», созданного им в 1991 году и собравшего коллекцию произведений современных петербургских художников от авангарда до реализма. Женат, имеет семерых детей.

***

С 24 июня 2009 года по 30 июня 2010 года в городе Пушкине (Санкт-Петербург) проводится фестиваль изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями «Царскосельский вернисаж», приуроченный к 300-летнему юбилею Царского Села. Организатором фестиваля выступает Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и участии Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», государственного музея «Царскосельская коллекция» и Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Пушкинского района.

В рамках фестиваля прошел конкурс изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями со всех регионов России. Лучшие работы будут экспонированы в ряде выставок фестиваля, кульминацией которого станет уличный вернисаж в июне

2010 года, где будут представлены работы победителей конкурса, лауреатов и дипломантов фестиваля совместно с работами ведущих петербургских художников.

О времени и месте проведения выставки «Резонанс» можно узнать по тел.: (812) 466-04-60.

Государственный музей современного искусства «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, ул. Магазейная, 40.

фото Мадины Астаховой

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.