ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

ЗДОРОВЬЕ КАК СИЛА ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ



Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:



Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?



Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения — еще не срок для перемены менталитета.



В чем суть традиционного отношения к здоровью? Об этом еще в XIX веке писали этнографы и это предмет изучения современных ученых. С одной стороны, болезнь — «от Бога», она дана либо в наказание за грехи, либо как испытание. Раз Бог наказал болезнью — Он и вылечит. До сих пор в прихрамовой среде, особенно среди пожилых людей, можно встретить такое мнение, что болезни не нужно лечить — что их нужно «отмаливать».



С другой стороны, в сознании народа болезнь часто — следствие колдовства, порчи, сглаза. Все это лечили у знахарей. А вот профессиональных врачей крестьяне позапрошлого века очень не любили, считалось, что они могут «уморить». Причина — страх перед незнакомым, чужим человеком, еще городским к тому же! Часто врачи были немцами, а немцев, как всех иностранцев, недолюбливали. Кроме того, у врачей были горькие лекарства, а хорошая вещь, по мнению крестьянина, просто не может быть невкусной, горькая — значит, отрава. Потому врача, как и знахаря, боялись: захочет — вылечит, захочет — покалечит.



Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью — это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак — то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.



Кроме того, часто люди не понимают, что вклад в собственное здоровье обязательно приносит благие плоды. Ведь следствие здорового образа жизни — это не только хорошее самочувствие и красота, но и здоровье детей, радость близких. Здоровье — это силы для добрых дел.




РОССИЯНЕ ПЕРЕЖИВАЮТ СТРЕСС



Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:



Здоровье — это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, — остается крайне низким.



Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.



Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.



В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки — злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.



Россиянам свойственны депрессия, тревога, уход от социальных контактов. От этого человеку кажется, что его физическое состояние ухудшается — с каждым годом число граждан, отмечающих ухудшение своего здоровья, растет. И это не только субъективное ощущение самих граждан — это печальная объективная реальность.




МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, А НЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ



Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:



Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.



Показательно хотя бы то, что понятие «медицинская помощь» в языке профессионального сообщества и чиновников от медицины заменяется понятием «медицинские услуги». Государство пытается создать рыночные условия в медицинской сфере, оперируя аргументами — бездумными кальками с западной жизни: «самые выгодные инвестиции — в свое здоровье», «гражданин должен нести ответственность за свое здоровье». После системы здравоохранения, созданной в Советском Союзе, мы оказались просто не готовы к такому. В Союзе было много плохого, но давайте говорить честно — та система здравоохранения гарантировала человеку помощь, и в 1977 году на форуме Всемирной организации здравоохранения она была признана лучшей в мире.



Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача — чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.



Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, — это лицемерие.



И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.



Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.



Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.



И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.



Если мы хотим, чтобы подрастающее поколение было здоровым, необходимо не только усовершенствовать систему здравоохранения, но и заботиться о нравственном воспитании молодежи.


ГЛАВНОЕ — ЗДОРОВЬЕ?



Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:



В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.



В то же время иногда забота о здоровье доходит до сверхидеи. Даже поговорка такая есть: «Главное — это здоровье!». Здоровье — это, конечно, не главное. Точнее, главное только для нашего тела, но ведь есть еще и душа. В последнее время модны различные опросы общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества. Здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, благочестив, ходит в Церковь, соблюдает обряды, но при этом у него есть ценности, которые он ставит превыше Бога. То есть если такой среднестатистический верующий встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья или успеха на работе потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. И о здоровье зачастую думают больше, чем о Боге. Кстати, многие неоязыческие и деструктивные культы используют эту страсть и выстраиваются на заботе о здоровье — вплоть до того, что преподносят себя как системы оздоровления. Это примитивное языческое «Порфирий-Ивановство», и Рейки, и утонченная, сложная для понимания европейца йога со всеми ее многочисленными разновидностями, и шаманизм, тесно связанный с целительством, это и Сахаджа-йога… им же несть числа. Можно сказать, что большинство культов не обходится без обещаний дать посвященным некую систему оздоровления, которая принесет новому адепту здоровье и долголетие. Здоровье играет роль приманки, наживки. И ради здоровья человек отрекается от веры… Потом теряет и то, и другое. Иногда встречается такая крайность: человек готов беседовать о здоровье часами, проводить полжизни в разговорах о биодобавках, рецептах, завалить свой дом баночками, настойками, книжками по оздоровлению. Когда такие «озабоченные» встречаются, они могут часами говорить и говорить о лекарствах, витаминах, аптеках, болезнях… Увы, к великому сожалению, это встречается не только в сектах, но и среди православных. Такое трепетное отношение к здоровью показывает, что оно становится нашей страстью, чем-то настолько важным в жизни, что готово заслонить собой все остальное. На страсти к здоровью строится целая отрасль бизнеса, индустрия добавок, книжек, рынок услуг. Здоровья больше не становится. И чем хуже у нас здоровье, тем лучше для торговцев здоровьем.



По-настоящему христианское отношение к здоровью не предполагает постановку его на первое место как самоцель. На первом месте Бог, а второе, третье, четвертое пусть занимают такие замечательные вещи как здоровье, работа, семья и, конечно, любовь к Отечеству. Если здоровье нужно человеку, чтобы хорошо работать, служить ближнему, иметь детей, семью, разве это не дар Божий? А если так, то его нужно беречь именно как дар Божий, который не займет место Бога в нашем сердце. Здоровье требует разумного отношения, простого здравого смысла и определенной осведомленности, хотя бы отсутствия невежества. Может быть, в будущем в семинариях появится предмет «пастырская медицина», где будущие священники и смогут получить основные знания о биоэтике, базисные понятия о медицине и о скорой помощи. Народу необходимы минимальные знания о гигиене, о санитарии, о профилактике болезней. Наверное, невежество — самый главный враг здоровья и лечить его надо просвещением.



Читайте также другие материалы темы «Христианское отношение к здоровью»:

НЕ-ЗДОРОВАЯ ТЕМА

ЗДОРОВЬЕ — КАК ВИННИПУХОВ МЕД

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА СВЯЩЕННИКА

ПЛОД ДА ВИНЧИ

ЗДОРОВЬЕ КАК ТАЛАНТ

ОТНОСИТЬСЯ К ЗДОРОВЬЮ НЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ, А ПО-ХРИСТИАНСКИ

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.