Откуда искушения от сердечной молитвы?

Вопрос читателя: 

Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, следующие слова преп. Амвросия Оптинского:

«Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии, по тому и требуется молитва особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных» .

С уважением, Рахимов Эльдар

Отвечает иерей Петр Гурьянов: 

иерей Петр ГурьяновХристос воскресе! Насколько знаю, молитвы разделяются на внутреннюю и внешнюю по следующим критериям.

Внешняя молитва — это молитва совершаемая посредством внешних действенных проявлений — произношение голосом, поклоны, крестные знамения, предстояние пред иконами.

Внутренняя молитва — это молитва, возносимая без проявления внешних признаков моления, возносимая в уме независимо от внешних занятий человека. Внутренняя молитва разделяется на два вида — умную и сердечную.

Поначалу человек молится внутренней умной молитвой, то есть умом и чувствами своими возносится к Богу, но потом уже после глубокого усвоения умной молитвы, по дару Божьему происходит переход с умной на сердечную молитву, когда человек сердцем и всеми чувствами своими воссоединяется с Богом и его сердце переполняет любовь к Богу — это наиболее высокая ступень, переход на которую в человеке происходит с соизволения Бога. Это уже исихия, которая относится, даже лежит в основе православного аскетизма. Это уже «высший пилотаж» открытый Богом для особо прилежных в вере, очень редких людей. То есть, насколько я понимаю, сердечная молитва, это не та, которая направлена внутрь себя, в сердце, а та, которая произносится сердцем. Самое главное — помните, что молитва это ни что иное, как разговор с Богом. И для делания того или иного молитвенного правила нужно благословения духовника. Сами вы не должны этим заниматься, без благословения!
«Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде — тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т.п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки».  Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1938).

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте

На заставке фрагмент фото Rohit Chhiber/www.flickr.com

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,75 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.