М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2017. — 416 с.

Его негромкий глубокий голос с трогательным акцентом помнят все, кто ловил радио «Свобода» сквозь вой заглушек. Для советских людей, лишенных Божьего слова, это был прорыв в иную реальность — настоящую, где звучала евангельская проповедь. С изумлением и благодарностью жадно вслушивались в каждую фразу, открывая для себя не только мир Церкви, от которого большинство из нас были далеки, но и мир культуры, который, оказывается, был многообразнее и глубже произведений соцреализма. Свои беседы о русской культуре на радио «Свобода» протопресвитер Александр Шмеман начал в 1970 году, когда от «оттепели» оставались только воспоминания.
Мы жили тогда, не зная очень многого не только из мировой, но и своей собственной, русской, литературы, спрятанной в спецхранах (доступ к самиздату имели немногие). Мы учили историю литературы по учебникам, оценивающим произведения с точки зрения народнос­ти и партийности. И потому голос священника из враждебного, как нам внушали, далёка нес нам поис­тине свет знания. Именно из этих бесед мы услышали, что революция 1917 года — величайший кризис, повлекший обвал культуры. Что причина этому — духовный кризис предреволюционной культуры, «распад нравственного вдохновения и согласия, объединявшего русскую культуру». Но что именно революция породила «творческое сопротивление» русской литературы тоталитарному режиму, и это было «попыткой возвращения русской культуры к своей душе, к той высшей и нравственной правдивости, которая была ее воздухом, ее пищей, ее глубиной». Русская культура выжила в революциях, сталинских репрессиях, застойном вакууме, потому что в основе ее, подлинной, не убитой, — добро, свет, свобода. Эта мысль красной нитью проходит через все радиобеседы Александра Шмемана.

С какими-то его оценками можно не соглашаться, но это не учебник по истории русской литературы, что подчеркивает отец Александр: «Беседы — это не история». Однако в них проанализированы все основные этапы судьбы отечественной литературы и дана очень личная и глубокая точка зрения на нее умного, образованного и честного человека, который размышляет вслух, ищет и находит оригинальные и яркие формулы происходившего в истории русской культуры. Беседы Александра Шмемана будят мысль, заставляют размышлять — не в этом ли их главное достоинство?

И еще Александр Шмеман говорит о том, что все лучшее, созданное в русской культуре ХХ века, проникнуто религиозным духом, что русская литература пришла к христианскому мировоззрению. И с этим трудно не согласиться.

0
0
Сохранить
Поделиться: