Очники-заочники

Что нужно знать про альтернативное образование в школе. Часть 4

Можно ли учиться в школе, но не ходить на все уроки? Можно, и это не будет считаться прогулом, если правильно оформлена особая форма обучения.

ЛукьяноваДо появления нынешнего Закона об образовании существовала такая форма обучения, как экстернат: в школах и центрах образования, где была программа экстерната, можно было несколько раз в неделю получать консультации по нужным предметам, а потом сдавать экзамены. А можно было только сдавать экзамены — безо всяких консультаций. В нынешней версии закона об образовании экстернат предусмотрен только как форма сдачи экзаменов.

Но в школе можно числиться на заочной и очно-заочной форме обучения. Что это значит?

 

Заочная форма обучения

Это удобно для тех детей, которые учатся дома на семейном обучении по государственной программе, если им нужны консультации специалистов. Такие дети могут физически находиться в одной части света (хоть в Австралии, хоть в Латинской Америке), а числиться при этом в российской школе. Этим охотно пользуются семьи, живущие за границей, если они хотят, чтобы у их ребенка был российский аттестат. Некоторые школы активно работают с «заочниками». Существуют центры, помогающие семьям, которые учат детей дома. Рассказывает мама школьника из Подмосковья: «В прошлом году мы учились на экстерн-офисе Алексея Битнера в Новосибирске. Мы были прикреплены к новосибирской школе, обычной. Все задания получали по интернету, экзамены и тесты сдавали по скайпу. В этом году учимся в Центре семейного образования. Прикреплены к московской школе, раз в неделю ездим в Центр, там проходят уроки, остальной материал учим дома». Эта семья выбрала такую форму обучения из-за особенностей ребенка, которому трудно высиживать в школе 5-6 часов, он очень уставал, многое пропускал мимо ушей, а потом не мог сам сделать домашнюю работу.

lukjanova_4_2_woodleywonderworks_www.flickr.com

 

Очно-заочное обучение

При этой форме обучения для ученика составляют индивидуальный учебный план, в котором прописано, какие уроки он посещает с классом, какие предметы изучает сам, когда и как сдает по ним зачеты. Индивидуальный учебный план может предусматривать и ускоренное, и углубленное изучение предметов. По договоренности с администрацией школы ребенок или ходит в школу на какие-то отдельные уроки, или проводит в школе 1-2 дня полностью, а остальное время работает дома или посещает центр образования, семейный клуб, репетиторов — как решит семья. Вот слова одной мамы:

«Заочные предметы преподаю я. Текущие оценки складываются из сделанных дома работ по заданию учителя (я приношу тетради); ребенок ходит в класс писать диктанты и тесты; маленькие тесты и словарные диктанты пишет на переменах или в классе, когда другие уходят на физкультуру или ОРКСЭ. Главный плюс — в том, что ребёнок именно учится, а не просто сидит в классе, ничего не делая. Главный минус — очень тяжело мне».

А вот что говорит другая: «На очно-заочное перешли из-за частых болезней ребенка и травли в школьном коллективе. У ребенка полностью пропало желание учиться. Сейчас желание учиться появилось, ребенок высыпается, не нервничает по поводу каждодневной бессмысленной домашки. Это очень хорошая форма обучения для утомляемых, часто болеющих детей. Но при этом надо быть готовыми к четкому распорядку дня с возможным гибким графиком (уроки каждый день, но если ребенок уставший, например из-за погоды, то отложить занятия на завтра). Ребенку приходится неоднократно объяснять, что он находится на “домашнем обучении”, а не на “домашнем отдыхе”».

Надомное обучение

На надомном обучении учатся те дети, которым состояние здоровья не позволяет учиться в школе. Как правило, для этого нужна справка от врача. Если ребенок в состоянии ходить в школу, учитель занимается с ним в школе, если нет — учителя приходят домой. В разных классах — своя норма часов в неделю (от 8 в младших до 12 в старших). Минус — в том, что учителя не всегда могут приходить домой, и на практике дети оказываются лишенными части предметов; они не слышат ответов одноклассников, не учатся на чужих ошибках, очень зависимы от профессионализма учителя и личных отношений с ним.

Фото woodleywonderworkswww.flickr.com

Фото woodleywonderworkswww. flickr.com

Мама часто болеющих близнецов, один из которых инвалид: «Дети в первом классе оказались слабее всех, все время отставали. На надомном обучении учиться намного спокойнее. Занимаются они в школе отдельно с учителем, но предметы развивающего цикла могут посещать вместе со всем классом — ИЗО, технологию. Для них даже уроки местами поменяли, чтобы ИЗО было последним, и они занимались сразу после него. Они могут вместе с классом ходить на экскурсии и праздники. Им положено 8 часов индивидуальных занятий в неделю. Но, к сожалению, у них нет иностранного языка».

Мама подростка с клинической депрессией: «Сын не смог учиться ни по индивидуальному плану, ни на очно-заочной форме. В конце концов оформили надомное обучение, теперь он повторяет восьмой класс. Учителя приходят на дом: в школу он ходить не может. Сын не всегда в состоянии заниматься, даже когда учитель уже пришел на дом. Учителя в основном очень лояльны, за первую четверть сын аттестован».

Мама подростка с проблемами поведения: «Сын приходит в школу ко второму-третьему уроку, занимается индивидуально с педагогом, на перемене общается с одноклассниками. Контрольные и тестовые работы выполняет индивидуально с учителем. Есть дополнительные (сверх положенных часов) занятия, где сын учится с классом, по разрешению директора. Пытались за эти годы дважды выходить в класс. Сначала хорошо, потом нервная система истощаются, ухудшается поведение, ухудшается усвоение предмета. Система гибкая, позволяет учитывать возможности ребенка, его истощаемость».

Фото woodleywonderworks_www.flickr.com

Фото woodleywonderworks flickr.com

Дистанционное обучение:

При такой форме обучения ребенок в школу вообще не приходит. Он получает и отправляет задания по электронной почте, а с учителями встречается по скайпу. Это очень удобно для детей-инвалидов, особенно в глубинке, где у них нет возможности получать квалифицированную помощь, в том числе психологов, логопедов и дефектологов. У одной из опрошенных мам ребенок учился дистанционно три недели, чтобы справиться с тяжелым ухудшением поведения и отдохнуть от школы. Главный недостаток этой формы — полная изоляция от других детей.

* * *

Вариантов в рамках закона, как видим, довольно много; они вполне позволяют подобрать для ребенка выносимый уровень нагрузки и сохранить возможность учиться в школе, даже если не ходишь в нее каждый день.

Окончание следует…

 

Читайте также:

Что нужно знать про альтернативное образование в школе. Часть 1: Анскулинг и хоумскулинг

Почему родители бегут из школы?

Система ценностей

 

На заставке фрагмент фото Janice Croze

cover155 Март 2016 (155) №3
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.