«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор

2 и 3  февраля  проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной  жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни.

Предлагаем читателям сайта журнала «Фома» обзор основных положений этого текста.

Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин».

В первой части  рассказывается о разных  практиках причастия мирян и монахов в древней Церкви. Одни, по свидетельству святителя Василия Великого, причащались четыре раза в неделю, другие, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, лишь раз  или два раза в год во время Великого поста.

Здесь же рассказывается о разных сроках поста перед причастием – от недели до одного дня в особых случаях.

В тексте упоминается распространенная практика XIX начала ХХ века, когда миряне причащались 4 раза в год во время длительных постов, а также приводятся свидетельства святых отцов и новомучеников, призывающих к более частому принятию Святых Христовых Тайн мирянами (до еженедельного и даже чаще).

Вторая часть документа посвящена срокам поста перед причастием.

В тексте говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и  6 -8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.

Создатели документа напоминают о необходимости соблюдать евхаристический пост в день причастия. После полуночи и до принятия таинства взрослые и дети с 7 летнего возраста не должны пить воду или принимать пищу.   В тексте говорится о том, что евхаристический пост могут не соблюдать младенцы,  «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим»,  а также беременные и кормящие женщины.

Евхаристический пост также предполагает воздержание от курения с вечера накануне причастия.

В документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий».  Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.

Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию. Исключение делается для инвалидов и родителей с маленькими детьми.

В документе строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

Третий раздел документа  рассказывает о связи таинств Покаяния и Евхаристии.

В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице)  духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность.

Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии.

Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».

Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год.

В тексте документа также подтверждается традиция недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Отдельный пятый раздел документа посвящен причащению мирян, живущих в невенчанном браке.

Документ  разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.

Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга.

Последний VI раздел документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей.

В документе говорится о том, что отношение детей к Таинствам зависит от родительского примера, поэтому папам и мамам рекомендуется причащаться вместе с детьми.

Дети с 7 до 10 лет дети начинают учиться исповеди, но еще могут причащаться и без нее. При этом духовники и родители должны вместе решать вопросы, связанные с частотой детского покаяния.

Для младенцев младше 3 лет евхаристический пост не нужен. Дети с 3 до 7 лет должны постепенно учиться причащаться натощак.

Молитвенное правило для ребенка подбирают родители и духовник «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».

 

Фото Юлии Маковейчук

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (9 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Февраль 6, 2015 20:44

    «Перед причастием мирянину необходимо быть на Всенощном бдении»
    А, ежели мирянин на Литургии в субботу (в пятницу работает и на Всенощное не успевает), то причащаться ему низзя? Получается, что причащаться можно только в воскресение? Это значит, что пост и в субботу? 🙂

  • Февраль 7, 2015 11:01

    Ольга, в полном тексте документа, на мой взгляд, есть ответы на все подобные вопросы. Полный текст мы тоже решили дать, вот он: http://foma.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evharistii.html

  • Дарья
    Февраль 8, 2015 2:05

    Удивило, что нельзя причащаться во время месячнях! Может быть, и в храм нельзя ходить? А мне батюшка говорит, что это суеверие… разъясните, пожалуйста!

  • Ольго
    Февраль 8, 2015 13:26

    Благодарю за ссылку и за сам регламент «Об участии верных в Евхаристии» (очень, я бы сказала, снисходительный, некатегоричный). Есть, конечно, некоторые вопросы (или недоумения, или непонятности)…
    Ответ на мой вопрос тоже несколько расплывчатый: «Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
    Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин»
    Духовник же не у каждого есть (это вопрос очень важный, поскольку по статистике мы имеем очень мало воцерковлённых людей (и из них не каждый первый имеет духовника, а основная же масса прихожан, вообще, не понимает церковный уклад, то чем жила и живёт Церковь).
    Кроме того, что значит, «должен побуждать»? Вроде как, человек всячески сопротивляется, а духовник не мытьём, так катанием… Надо исходить из того, что человек, привлечённый в Церковь, сам желает, но в силу каких-то причин (да, как правило, чисто субъективных) не может. Есть объективные обстоятельства: мирянин, по определению, живёт в миру, а этот самый мир своего и требует (человек работает на светской работе: как правило, там свой распорядок, не вписывающийся в церковный). Есть и субъективная причина — простая усталость (после светской пахоты и по слабости здоровья), то бишь слабость человеческая (в т. ч. банально физическая, на женщине же ещё и дом, и домочадцы и проч.). Это «уважительная причина»?
    Тут фраза «весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» уместна, по-моему, и в отношении субботнего поста.
    В идеале-то, вроде бы, понятно, что и как. Но мы-то неидеальны. Против Бога, я может, и не погрешу (а ежели погрешу, то Он простит (Он крайне, не по-человечески, милостив и добр), помятуя, что «для чистых все чисто» и «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…» (хотя и тут всё сложно: у нас же, современных мирян, как в той поговорке — напала совесть и на свинью, как отведала полена). Т. о. вдруг, я погрешу против Церкви, ибо Отцы наши были более строги и сильны духом?! А я не хочу согрешать и против Церкви!
    p/ s/ особое спасибо вот за это: «Исповедь желательно проводить преимущественно … до начала Божественной литургии»!

  • Александр
    Февраль 12, 2015 13:08

    В тексте Обзора имеется существенная ошибка. при описании молитвенной подготовки к Причащению. Так, в Обзоре указано , что «в документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий». Последование ко Святому Причащению не состоит из канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю. На самом деле в Документе указано, что «неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона (то есть канона к Причащению) и молитв». А дальше в документе указывается, что «молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия». Иными словами Документ говорит о двух частях молитвенной подготовки — неизменной части — Последование к Святому Причащению и второй части — каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю (вторая часть может быть изменена по благословению духовника). Таким образом, в части молитвенной подготовки к Причащению Обзор вводит людей в заблуждение.

    • Редакция
      Февраль 12, 2015 16:30

      Александр, спасибо, мы поправили неточность формулировки

  • Владимир
    Июнь 24, 2015 18:05

    Задача статьи хорошая — рассказать о современном Причастии. Сама же статья неудачная. На мой взгляд, получился конспект, который невозможно читать. Либо нужны художественные связки между утверждеиями, либо так и надо было всё оформить в виде перечня (пронумерованного списка). А и правда, лень читать сам документ «Об участии верных в Евхаристии», большой он, а как было бы хорошо, если бы написать качественный обзор. Желаю успехов вам в работе над стилем. Господи, помоги! Простите!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.