Вам не кажется, что наша церковь все больше и больше превращается в госорганизацию, впадает во все большую зависимость от светской власти? Зал, в котором сидели на архиерейском соборе святые отцы, напоминал заседание политбюро... А нас на Пасху не пустили в Храм Христа Спасителя, потому что приехал кто-то из "шишек". Что, разве у Господа бывают частные вечеринки "для своих" ? И еще. Я православная, но мне кажется, наша Церковь со времен Христа потеряла что-то очень-очень важное... И общими словами о падении нравов тут не отговориться.

Неужели вы, православные, положа руку на сердце, этого не замечаете?..

Анастасия

Анастасия, здравствуйте!

Простите, если ответ будет длинен, но Вы задали вопрос, на который трудно ответить коротко.

Уже в самом Вашем вопросе есть некоторое противоречие, которое мне не кажется чистой случайностью. Сначала Вы пишете "Я православная", а под конец "неужели ВЫ, православные...". Все-таки, если Вы сама - православная, то вопрос Ваш относится и к Вам тоже. Вот Вам кажется, что Церковь слишком политизировалась и что это плохо. Что дальше Вы собираетесь предпринять? Прекратите исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн - в знак протеста? Объявите бойкот Вашему духовному отцу священнику Н.?..

Дело в том, что это светский человек представляет себе Церковь в первую очередь как некую структуру начальников или как партию верующих. Многие так считают, потому что не видят, не знают, и, соответственно, не могут дорожить тем главным, что есть в Церкви - духовной, таинственной (с ударением на "а") жизнью, которая созидает подлинную Церковь и является целью нашего прихода в нее.

Главное, что переживает человек в Церкви - это его личная встреча со Христом - в Таинствах Крещения, Покаяния, Евхаристии, Брака... И когда сам он, искренне каясь, размышляет над своей собственной жизнью, то обнаруживает, что многократно предавал Того, Кого он так любит, обманывал и предавал Христа. Потому что не умел любить, жалеть, жертвовать, терпеть и прощать обиды, как Христос делал это ради нас. Человек совершает это предательство и идет против своей христианской совести дома, на своей работе.

Это не значит, что церковная политика (в узком значении этого слова) должна быть безразлична тому, кто не работает в административном штате Московской Патриархии. Стремление преодолеть свое малодушие и конформизм - сначала именно свой, личный конформизм! - самое важное стремление, которое должен испытывать и испытывает православный человек. Но те "верхушечные" вещи, которые происходят в церковном управлении, и о которых мы часто судим внешне и очень поверхностно, мы должны все же рассматривать во вторую очередь, после того как прошли хотя бы какую-то часть своего пути.

Что касается того, потеряла ли Церковь что-то со времен Христа или нет - мое мнение таково. Самое главное - Таинства, соединяющие верующих со Христом, как были в Церкви, так и остались. Церковная политика, т.е. попытка христиан воцерковить общество и власть, существовала всегда и никогда не была безошибочной. Кроме того, на протяжении истории христианства Церковь очень часто испытывала жесточайшее государственное давление. В нашей стране тяжелейшими для Церкви были эпохи правления Петра Велико го, Екатерины Второй, Ленина, Хрущева.

И подлинным чудом является то, что потрясения, которым подвергалась Церковь в эти периоды, не оказались для нее роковыми (также как и гонения на первохристиан, период иконоборчества в Византии и т.д.)!

На сегодняшний день "падение нравов" не отговорка, а страшная реальность, очень конкретная ситуация, которая не может не отразиться и на всем обществе в целом, и на нас с вами в частности, и на госвласти, и на церковном управлении. Потому что мы все - люди, все живем вместе и вместе страдаем от бескультурья, разрушительного действия всяких "новых идей" и прочих бед. Представлять себе, что церковное управление на этом фоне будет сиять небесным совершенством - ошибка. Поразителен уже сам факт того, что, несмотря на царящий кругом хаос, церковная иерархия умудряется не допустить расколов и распада структуры Русской Православной Церкви (причем не только в России, но и в новых государствах, таких, как Украина, Литва и др.).

О самом же характере, особенностях, истории и философии отношений Церкви с государством я написать здесь просто не в состоянии - это огромная и очень сложная тема. Для ее изучения стоит обратиться к серьезным исследованиям. Из ставших уже классическими трудов могу посоветовать книгу протопресвитера Георгия Флоровского "Догмат и история" (М., 1998) и сборник профессора А.В. Карташева "Церковь. История. Россия" (М.: Пробел, 1996), а из современных - работу диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) "Церковь и право" и статью Владимира Легойды "Гражданская религия и христианство" во втором номере "Журнала Московской Патриархии" за 2000 год.

P.S. Напрямую к теме это не относится, но я хотел бы обратить Ваше внимание на использование словосочетания "святой отец". В православной традиции (да и в католической, кстати, тоже) такое обращение к священнику не используется (святыми отцами обычно называют отцов Церкви, причисленных к лику святых). Сейчас сложно сказать, как возникла подобная практика, но по сути она есть не что иное, как псевдоблагочестивая форма светского обращения к духовному лицу. Кстати, в разговорном английском она как правило не употребляется, что не мешает тем, кто озвучивает американские фильмы, неизменно переводить слово "father" (отец), использующееся при обращении к священнику, как "святой отец".

0
0
Сохранить
Поделиться: