Никто кроме нас

- Слава, идем домой! Ты только что болел! Слав-ва… Снег бросай, я сказала! Не могу с этим ребенком, не могу… - соседка, пришедшая с ребенком из садика, жмется от холода, звенит ключами и безнадежно смотрит на сына, который ринулся лепить снеговика.

- Мам! Ну, одного!

Женщина нервно закидывает голову и выдыхает сквозь зубы. Я ее понимаю. Кажется: вечер, все устали, а ребенок в саду наигрался, сейчас бы привести, накормить, отправить с папой пообщаться пару минут – и в кровать.

- Тоже еще гуляете? – соседка, смирившись, подходит поговорить. - Не могу с этим садом! Ничем там с детьми на прогулке не занимаются, так Славка по дороге домой как с цепи срывается, одни затеи…

- Да…

- И ладно б на прогулке только! В помещении – то же: не знаю, чем они заняты. На канцтовары-то деньги собирают, а он вон до сих пор рисует, как трехлетний! Везде халтура…

И это понятно. Ребенок проводит почти весь день в саду, где по идее должен быть до отказа нагружен всевозможными полезностями из области живописи, рукоделия, музыки, танца, социального взаимодействия и проч., и проч. Родителю через несколько лет останется лишь принять сей драгоценный сосуд знаний, умений и навыков и целым-невредимым сдать на руки школьным учителям. А уж из школы спустя десятилетие предстоит получить готовенький «товар», пригодный для поступления в лучшие вузы страны, чтобы «оправдать надежды», осуществить родительские мечты и просто приобрести достойную профессию.

Но простой и понятный алгоритм «выращивания» ребенка дает сбои на каждом шагу. В детский сад взяли не сразу, и не в лучший. В саду «текучка» педагогических кадров и «безответственность» персонала. В коллективе ребенок начал вдруг болеть строго раз в полторы недели и бить товарищей пластмассовым камазом раз в полтора часа. А нянечку из соседней группы, по слухам, уволили за рукоприкладство. Ведь верный рецепт, как «запихнуть» ребенка в сад без очереди и без взятки – это на полгода пойти работать в нужный сад воспитателем или няней. Понятно, что о призвании речи тут не идет.

Никто кроме нас

И что ждет в школе – не известно вовсе. Новые стандарты и сокращение часов на литературу, «накачивание информацией» вместо обучения мыслить и вынос воспитания за рамки учительской деятельности…. И… «кого они хотят воспитать?!»

Но если подумать – какая нам, родителям, разница, кого хотят воспитать они? Может, «грамотных потребителей» хлеба и зрелищ, может быть – белых гастарбайтеров, которые без лишних «заморочек» ринутся драить европейские улицы для спасения Старого Света от африканских мигрантов…

Но воспитание – это в первую очередь родительская обязанность, и государство соглашается в полноте принять ее на себя лишь за хорошую плату – право на тотальное внушение господствующей идеологии. Не хотите идеологии? Ну, как хотите… Тогда ваших налогов хватит лишь на минимальный присмотр в ДДУ и ЕГЭ-дрессировку в школе. Логично, в общем-то, хотя и непривычно.

То, что в отдельных детских садах и школах все не так цинично и печально – заслуга педагогов-энтузиастов и инерции педагогического процесса, но последняя иссякала еще в конце 90-х, когда я была школьницей. С точки зрения родителей, наивно надеяться, что повышение зарплаты детсадовского воспитателя или увеличение часов «на Чехова» серьезно повлияет на то, кем уже в ближайшие десять лет вырастет конкретный ребенок. Подход изменился.

Мы сегодня растим своих детей, а не «надежду Партии» в деле построения мирового коммунизма. Значит, мы их и воспитываем. Именно мы, как ни пугающе это звучит, должны будем учить их думать, беседовать о Чехове, помогать в «формировании мировоззрения» и правильной ориентации в потоке школьных знаний. Мы заказываем для них «образовательные услуги» и в праве возмущаться качеством последних – но стоит ли ждать, что почти без нашего участия в школе напротив дома из нашего чада воспитают «родительскую гордость»?

Не хочу сказать, что поколение наших родителей воспитанием не занималось, однако роль государственной педагогической системы и отдельных педагогов в становлении личности ребенка прежде была значительней, это отражалось и на подготовке педагогических кадров (замечу «в сторону», что моя бабушка, в ранней молодости работавшая воспитателем детсада, до сих пор прекрасный консультант по возрастной психологии и ходячая энциклопедия игр. А сейчас даже в коммерческий, дорогой детский центр можно устроиться на работу без профильного образования, как это удалось однажды моей знакомой).

Понятно, что при всестороннем воспитательно-развивающем «охвате» в советских саду и школе роль семьи в воспитании и вообще жизни ребенка постепенно умалялась. По крайней мере, отдельные родительские недосмотры не были фатальны, ведь было кому вместо мамы профессионально объяснить, научить, а заодно и поговорить по душам. Советский педагог четко знал, чему, как и зачем он учит, и мог не опасаться, что через полгода очередная реформа выбьет у него из-под ног сии ориентиры. Семья стояла перед необходимостью доверить воспитание государству, но могла и рассчитывать на его стабильный и профессиональный подход.

В современных условиях только родители могут воспитывать детей последовательно и системно, невзирая на эксперименты Минобра и мировоззренческие «вывихи» отдельных учителей. Но мы этому уже не рады. Мы выросли в старом, стабильном детском саду, а потом большую часть дня бегали между школой и кружками, и теперь нам не очень понятно, что же делать с собственным ребенком, если в саду он болеет, а школа «мало дает»? Как восполнить недостающее? Как вообще общаться с ним, пока он дома?! Что делать с ребенком хотя бы в те несколько часов между садиком и вечерним отбоем, которые он по-прежнему полон энтузиазма и «познавательных потребностей»? Записать на танцы, в изостудию и шахматный клуб? Нет, говорят, еще рано, через год приводите…. Увы, мама и ребенок тет-а-тет – это как-то… непривычно, пожалуй.

По себе знаю, как трудно просто организовать совместное проживание с ребенком: поднять, одеть, накормить, выгулять – не «прибив» и успев разобраться с собственными делами. А чтоб еще каких-то педагогических результатов добиться… Помню, с каким унынием я просматривала всевозможные пособия по занятиям с детьми. Одних игр на развитие мелкой моторики хватило бы на то, чтобы отец семейства жил голодным недели три. А ведь надо еще читать, рисовать, «приучать к труду»! И через полгода вдруг окажется, что среди «развивающих занятий» никто не догадался объяснить ребенку, что ко взрослым надо обращаться на Вы и с «волшебными словами». А когда и каким боком всплывут прочие родительские пропуски, промахи и недосмотры – страшно даже подумать.

Однако, думать придется. Потому что «Никто, кроме нас». Значит, не остается ничего, кроме как учить и воспитывать – самих себя в первую очередь, чтобы было, чем делиться с детьми. А изучение психологии и педагогики, по идее, должно стать любимым досугом будущих родителей. Только учиться стоит не просто технике привития ребенку нужных качеств, а тому, как построить с ним отношения, в которых бы крепли любовь и радость, а не взаимные отчуждение и раздражение. Как, действительно? Как сохранить в детях доверие и готовность рассказывать родителям о проблемах и недоумениях? Как помочь с уроками так, чтобы дитя от учебы не затошнило? А важно ведь еще научиться не брать на себя и слишком много, оставлять среди собственных родительских подвигов место для свободы ребенка и для воли и помощи Божией… 

1
0
Сохранить
Поделиться: