Николаевск-на-Амуре

Там, где поднят русский флаг

Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России».

Есть на территории Хабаровского края город, который, следуя известной аналогии, можно назвать «отцом или даже патриархом городов дальневосточных». Да и каких только эпитетов не придумывали за всю историю существования Николаевску-на-Амуре: «трижды забытая столица», «дальневосточная Хатынь», «город двух святителей», «город, названный в честь любимого русского святого»… Казалось бы, что современники знают о Николаевске? Разве упоминания о красной икре, кете, да непролазной тайге в непроходимых снегах — это и есть Николаевск?

Именно основателю этого города Геннадию Ивановичу Невельскому император Николай I сказал историчес­кую фразу: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Nikolaevsk_na_Amure

Мореплаватель был отправлен на Дальний Восток с предписанием «не касаться устья Амура», но, заботясь об интересах Российского государства, основал в устье Амура Николаевский пост (ныне Николаевск-на-Амуре), подняв там Российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями — то есть нарушил запрет и тем самым возмутил тех, кто предписания выдавал.

Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено императору Николаю I. Однако, выслушав доклад, император назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и даже наградил его Орденом Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Итак, в августе 1850 года мореплаватель Геннадий Невельской основал поселение под названием Николаевский пост, первых поселенцев в котором было всего шесть человек, а якутская изба была первым жилым строением будущего города. А уже в 1856 году пост преобразован в город, который тогда был крупнейшим портом всего Дальнего Востока. В этом же году он становится областным центром Приморской области, куда входили Камчатка и Сахалин.

Назван был Николаевск в честь Николая Чудотворца — небесного покровителя мореплавателей и всех путешественников. Именно день памяти этого святого — 6 декабря (19 декабря по новому стилю) стал отмечаться в Николаевске в качестве Дня города.

Этот город,  старейший в Приамурье и Приморье, был центром освоения региона, результатом чего стало возникновение новых экономических центров Дальнего Востока: Владивостока, Хабаровска, Благовещенска.

Город рос: в нем появляются первые торгово-промышленные заведения, развивается частное судоходство, торговля, открываются школы, начинает выходить газета «Восточное Поморье». Первый номер ее вышел 15 июня 1865 года. Это была первая газета на обширной территории Дальнего Востока. Сразу в Николаевск устремились русские торговцы, коммерсанты, представители промышленных фирм. Интенсивный рост Николаевска продолжался до 1865 года  и завершился из-за того, что военный порт перенесли в более удобный и незамерзающий Владивосток, а административное управление областью — в Хабаровск. Николаевск стал провинциальным, но выгодное географическое положение, богатые природные возможности способствовали уже во второй половине 1890-х годов новому росту города. В эти годы в низовьях Амура были открыты богатые месторождения золота.

Основание Николаевска — не рядовой факт возникновения нового населенного пункта, а событие крупного международного значения, поскольку оно положило конец захватническим планам США, Англии, Франции и навечно закрепило Приамурье и Приморье за Россией. Особую роль сыграл город в период Крымской войны (1854–1856 годов) в обороне восточных окраин России и сохранении русского Тихоокеанского флота.

В 1896–1899 годах в Николаевске начинается подъем рыбной промышленности, которую после «золотой» назвали «рыбной лихорадкой». На всем побережье лимана и устья Амура в короткий срок было создано огромное число рыбопромысловых и рыбозасольных участков. Рыбопромышленность стала отраслью хозяйства. На этой основе в городе возродилось судостроение, созданы предприятия по судоремонту, механической переработке леса и изготовлению бочкотары. Определенное развитие получили ремесленно-кустарные промыслы.
Немало внимания уделялось и культурному отдыху горожан. К их услугам имелись библиотека, общество любителей сценического и музыкального искусства, цирк, кинотеатр и фотоателье. И, конечно, на николаевской земле развивалась и религиозная жизнь.

Именно в этом городе встретились святитель Иннокентий (Вениаминов), ставший первым Приамурским архиереем, и молодой миссионер иеромонах Николай (Касаткин) — будущий святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Здесь святитель Иннокентий делился со святителем Николаем своим апостольским опытом: посоветовал ему по приезде в Японию вплотную заняться изучением японского языка и переводами на него Священного Писания и молитвословов. А также указал на «…необходимость помогать своим пасомым в их бытовых и культурных нуждах, обучать их ремеслам, гигиене, санитарному делу и борьбе с болезнями».

Дальневосточная Хатынь

Годы Гражданской войны и интервенции привели город в состояние полной экономической разрухи, голода, нищеты. В 1918 году началась японская интервенция.
В начале декабря 1919 г по Амуру к Николаевску спустился партизанский отряд под командованием 23-летнего Якова Тряпицына. Среди членов отряда находилось немало бывших уголовников, сбежавших в свое время с сахалинской каторги и промышлявших грабежами в тайге.

Именно их отрядом Николаевск был сожжен дотла, а его население истреблено или изгнано. Но город восстал из пепла, был отстроен заново.

От рук банды Тряпицына принял мученическую смерть полковой священник Рафаил Воецкий. По словам очевидцев, он держался с необыкновенным достоинством, поражавшим даже мучителей.

Сами красноармейцы утверждали, что «у него во время мучений не могли добиться крика или стона, и только при потере сознания они вырывались из него. Когда страдания достигали у него наивысшей степени, он просил пить, в чем ему, как говорили красноармейцы, не отказывали» (из книги очевидца Константина Александровича Емельянова «Люди в аду»).

Про отца Рафаила говорили, что «он товарищам по камере дал последнее напутствие, сам же молился за всех своих мучителей. Личность и поведение священника Воецкого произвели большое впечатление даже на партизан-китайцев. Они передавали многим из жителей Николаевска, что во время его смерти голова его была окружена сиянием».

От той же банды пострадал еще один приамурский священник — Филипп Распопов, который, в свою бытность диаконом служил в Свято-Никольском соборе Николаевска.
Он принял мученичество за Христа в декабре 1919 года в селе Троицкое. Партизаны-анархисты ворвались в дом отца Филиппа, где он жил со своей супругой и семерыми маленькими детьми, вытащили его раздетым на улицу и поволокли к Амуру. На берегу его долго оскорбляли и били, а потом бросили в прорубь. Русской Православной Церковью Заграницей отец Филипп был причислен к лику святых.

Гонения на Церковь даром не прошли: с тридцатых годов до середины Великой Отечественной войны во всем крае не осталось ни одной действующей церкви и ни одного зарегистрированного священнослужителя. Богослужения долгое время совершались верующими тайно. И лишь в 1993 году при епископе Хабаровском и Благовещенском Иннокентии (Васильеве) Свято-Николаевскому приходу города Николаевска было передано здание бывшего областного радиокомитета и вечерней школы №1. А в августе 1998 года, уже при епископе Хабаровском и Приамурском Марке (Тужикове), был заложен новый храм во имя святителя Николая. Воздвигнут он был в районе парка культуры, близ того места, где прежде находилась кладбищенская церковь.

Кстати, Никольский храм — единственный каменный храм на всем севере Хабаровского края. А еще символично, что храм венчает улицу Ленина, другим своим концом упирающуюся в памятник Невельскому. Вот так, через подвиги, героизм и святость одних и жестокость да безрассудность других рос, падал и вставал снова этот далекий дальневосточный город, историей которого хочется поделиться с каждым…

Николаевск сегодня…

Как видно, история города весьма непростая. Он то расцветал, то предавался забвению: суровый климат, войны, японская интервенция, золотая лихорадка, добыча рыбы, портовая жизнь, экспедиции.

Сейчас это тихий, уютный, спокойный, утопающий в зелени городок. Зимой первый этаж заметает под самые крыши. Дети, живущие в частном секторе, иногда радостно пропускают школу по причинам, понятным только жителям этого уголка нашей страны: трактор не прошел — дороги не было.

Добраться в Николаевск нелегко: самолетом или «Метеором» (теплоходом на подводных крыльях), но это затратное предприятие. В основном стараются передвигаться на машине — но дорога тоже суровая, как и климат. Как говорят местные жители, «кто в море не бывал, тот Богу не молился — примерно что-то похожее можно сказать про езду по трассе Хабаровск — Николаевск-на-Амуре».

Многое в этом далеком дальневосточном городе осталось неизменным: Амур-батюшка, который помнит и славные экспедиции по освоению земель, и мученическую гибель священников и мирян от рук бандитов, вековая тайга, где до сих пор ходят звери, сугробы, покрывающие дома по самые крыши. Многое в этом городе изменилось: пожары, смены режимов и суровый климат сделали свое дело.

Уникальные люди, — наверное, такое же богатство города, как и уникальная природа. Люди простые  — открытые, заботливые и отзывчивые. Уезжая в отпуск, легко попросить соседку по даче присмотреть за огородом или знакомую — приглядеть за пожилой бабушкой. И они возьмутся за этот на самом деле не такой уж легкий труд, но при этом им в голову не придет, что они делают что-то особенное: так живут почти все. А как иначе?
Многие сейчас живут дачами, огородами. И рыбалкой: конечно, Нижнеамурье без красной рыбы и икры представить себе нельзя.

История города намного глубже и многограннее, чем этот рассказ. Патриарх городов дальневосточных живет по сей день и утверждает своей жизнью великую фразу русского императора: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
Фото Валерия Спидлена, пресс-служба губернатора Николаевска-на-Амуре

 

ШУТОВА Юлия
рубрика: Авторы » Ш »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.