НЕМНОГО О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.

Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

В общем, благотворительность – вещь опасная, и даже не тем, что под этой вывеской происходит множество злоупотреблений, но прежде всего тем, что благотворящему очень легко возгордиться, почувствовать себя главным и «благотворить» направо и налево как из пулемета, нимало не заботясь о результатах.

И очень уж хочется облагодетельствовать «достойных», то есть в конечном итоге тех, кто нам приятен (читай: будет очень благодарен и эту свою благодарность всячески проявит).

Но Евангелие говорит, что благотворить следует ненавидящим. При этом вряд ли имеется в виду принцип товарообмена: он меня ненавидит, а я ему конфетку дам, – хотя бы потому, что при этом опять-таки сквозит желание показать, какой он плохой, а я хороший. Все сложнее – и проще.

О благотворении ненавидящим и обидевшим уместно будет привести литературный пример из творчества великого писателя Диккенса, которого так любил Ф. М. Достоевский. Мало кто знает, что наш «мрачный гений» тянулся к гению светлому и даже пытался создать образ, соответствующий мистеру Пиквику (правда, получился князь Мышкин). Так вот, этот мистер Пиквик, толстый, смешной, лысый старик в золотых очках и с великой душой, встретил на жизненном пути наглого и развязного авантюриста, странствующего актера Джингля, и был им бессовестно обманут. После чего решил, что где бы он его ни встретил, он приложит все усилия, чтобы разоблачить негодяя и не дать ему вредить другим людям. После нескольких эпизодов, когда мистер Пиквик снова бывал унизительным образом обманут, он своей цели добился и публично обличил Джингля. Джингль вроде бы исчезает со страниц повествования; но вот мистер Пиквик неожиданно сталкивается с ним в долговой тюрьме, где Джингль обречен на голодную смерть, потому что не может не только уплатить долг, за который арестован, но и обеспечить себе дневное пропитание. Истощенный, больной, оборванный актер плачет перед своим «противником» и говорит: «все заслужил – но страдал много». И этого достаточно; мистер Пиквик не только спасает его от смерти, не только платит его долг, но и обеспечивает ему работу – скромную, в трудных условиях, вдали от Англии, но тем не менее, и снабжает деньгами на дорогу и на устройство. В эпилоге мы с удовольствием узнаем, что Джингль сумел выплатить эту ссуду и стать достойным членом общества.

Теперь обратимся к тексту Евангелия. Мф 18:15–17 повествует о том, как Спаситель учит поступать с делающими нам зло: пойди и обличи его между тобою и им одним… если не послушает, возьми с собою еще одного или двух… если же не послушает их, скажи церкви, а если церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Прочитав внимательно Диккенса, мы найдем в романе указания на то, что мистер Пиквик воспроизвел эти стадии увещевания. А что касается его окончательного прощения, то в той же главе (Мф 18:21–22) Христос увещевает прощать своим недругам до седмижды семидесяти раз, что можно понять и так: и в отдалении (когда делающий зло будет тебе как язычник и мытарь) не питать к нему зла и при покаянии все забывать и прощать, потому что зло делает один человек, а кается уже другой; покаяние преображает.

…Очень хороший писатель Диккенс – и очень душеполезный, и показывает нам пример того, что при всей любви к ближнему мириться со злом нельзя, злу нужно давать отпор – но во имя спасения души злого, а не для того, чтобы восторжествовать. И благотворить следует не для того, чтобы прослыть благотворителем, а чтобы действительно поддержать кого-то на его трудном жизненном пути.

Спрашивается: а как узнать, что людям полезно, а что во вред? Здесь не может быть ни методик, ни рекомендаций, но неустанное вопрошание Бога как неиссякающей и всепобеждающей Любви, как Спасителя всякой твари.

Поистине – все источники мои в Тебе (Пс 86:7).

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.