Не судить себя

«Как спастись заядлому грешнику?» - отвечает протоиерей Игорь Фомин

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Какое-то время назад  к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?» (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского,  Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и  постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.

На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Протоиерей Игорь Фомин

Начнем с того, что очень важно, когда человек, который не может избавиться от какого-то из раза в раз повторяющегося греха, ясно осознаёт, что это грех, и очень серьезно относится к этой проблеме. Очень важно называть грех грехом, независимо от того, частый он или нечастый, повторяется он или нет, кажется ли он нам малым или большим — важно называть грех грехом. Как только мы перестанем это делать, как только начнется поиск оправдания страсти, будет происходить то, чему можно найти аналогию в медицине. Человеку, который осознаёт свое пристрастие к алкоголю и боится стать алкоголиком, и говорит об этом — такому человеку помочь намного легче, чем тому, кто в своем алкоголизме не признается ни себе, ни окружающим. Опять же, человек, который испытывает какие-то психологические трудности, страхи и переживания, но считает, что абсолютно нормален и отказывается от помощи психолога или психиатра, может в конечном итоге оказаться с этими своими проблемами в ужасном тупике и пострадать как личность. Очень важно сознавать, чтó с тобой происходит — и в этом смысле первая победа, когда человек осознаёт свой грех грехом и не примиряется с ним, несмотря на то, что тот постоянно сопровождает его.

Что же делать, если ты это понимаешь? Не останавливаться на одном только умственном осознании. Смелее искать способ, как избавиться от греха. А здесь, возможно, потребуется изменение привычного нам уклада жизни. Предположим, если ты осознаешь, что некий человек тебе дорог, он твой хороший друг, но ваше общение сопровождается все время возлияниями, то, возможно, надо отдалиться от него, вопреки вашим прекрасным отношениям. Или, например, если у тебя есть страсть, связанная с карьерными переживаниями, — возможно, надо решиться и сменить работу. Заметьте, я говорю о неких внешних обстоятельствах жизни. Но на самом деле православие ведь не строится на некой тонкой духовнос­ти и отрицании всего материального и плотского. В нашей вере важно всё, и как мы действуем на внешнем уровне, как мы поступаем — это является важнейшей составляющей духовной жизни. Поэтому обратите внимание на то, что можно изменить в вашей повседневности, можно ли от вашего греха каким-то способом уйти — в распорядке дня, в ритме или характере работы, в отношениях, и так далее.

И, наконец, самое главное, чего нельзя допустить ни в коем случае. Это уныние и самоосуж­дение. К сожалению, потому-то мы ничего и не делаем с нашим так называемым «привычным» грехом, что эти наши грехи — малые или большие, страшные или внешне малозаметные — вводят нас в состояние уныния. Мы себя от имени Христа, от имени Бога, от имени Церкви заранее подвергаем осуждению и считаем, что нас таковых Бог не примет, что, будучи такими, мы просто никто в Его глазах, что мы не имеем права предстоять Ему. Хотя это — наше собственное искушение, это недоверие Богу, Который всегда и везде стремится протянуть нам руку, стремится нас спасти, и все время рядом в самых трудных обстоятельствах. Таким образом, уныние лишает нас сил и отбрасывает от Христа как раз в тот момент, когда нам более всего нужна Его помощь.

Итак, мы должны трезво понимать, что с нами происходит, должны называть грех грехом, трезво оценивать свои поступки, но судить себя мы не имеем права. И отсюда следует самое главное, о чем хочется сказать. Преследует ли вас тот или иной грех, возникают ли новые причины для огорчения, находите ли вы новые поводы задуматься о своей душе — помните, что в борьбе с грехом есть лекарство. Это лекарство — причастие Святых Христовых Тайн, которое мы получаем в Церкви. Никакой грех нельзя победить без Христа, без соединения с Ним. А в Церкви оно происходит в таинстве Евхаристии. Да, осознавая свое недостоинство, ощущая гибельность своего положения, мы должны прибегать к единственному Спасителю нашему — Господу Иисусу Христу, Который в полной мере открывается нам, спасает и избавляет нас в Таинстве Евхаристии, когда мы всем нашим естеством, душой и телом, соединяемся с Ним в Причастии.  С упорством, как к единственному спасению, без всякого уныния, с доверием к Богу надо обращаться к таинствам Церкви.

Читайте также:

Александр Ткаченко. Упал. Отжался?

Иерей Павел Островский. Организовать себя

Протоиерей Андрей Лоргус.  Начать с самого легкого

Протоиерей Александр Авдюгин. Радоваться, что видим свои прегрешения

Фото Peter Tandlund

fomin ФОМИН Игорь, протоиерей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Член редакционного совета журнала
cover155 Март 2016 (155) №3
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (26 votes, average: 4,85 out of 5)
Loading...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.