НЕ БОЯТЬСЯ БЫТЬ СОБОЙ

НЕ БОЯТЬСЯ БЫТЬ СОБОЙ
Случилось так, что некоторое время назад я в очередной раз пришел к директору школы, где учились все мои дети (сейчас в сословии школьников остался только самый младший), и мы опять разговаривали о доступе православных в школу. Директор — замечательный человек, настоящий подвижник, и школа его — лучшая в городе, разговор же шел по известному кругу. Я приводил хорошо известные моему собеседнику доводы о том, почему преподавание православной культуры необходимо, а он спокойно и устало приводил хорошо известные мне доводы о том, почему это никак невозможно и не нужно. Вот и поговорили.История распорядилась так, что все богатейшее наследие отечественной педагогики мы получили из рук советской школы. А все мы знаем как очевидные достоинства советской школы, так и ее недостатки. В том числе тотальный воинствующий атеизм. И в той мере, в какой сегодняшняя школа остается постсоветской, эти достоинства и недостатки буквально «зашиты» в нее даже не на программном, а на аппаратном уровне, да простится мне компьютерная метафора. Это и предметное содержание дисциплин, и методическое обеспечение, а главное — умонастроение учительского сообщества, нормы взаимоотношений в школе.

Новая сильная Россия начинается в умах людей, и ее можно построить только в школе. Но прежде чем задача строительства современной национально-государственной идентичности будет решена на уровне детей — учеников наших школ, она должна быть решена на уровне профессионального педагогического сообщества. Бесспорно, не по плоской логической схеме «сначала одно — потом другое». Здесь уместнее вспомнить слова Святых отцов: «Ты и то делай, и другого не оставляй». В любом случае, чуть ли не более приоритетной, нежели работа с детьми, становится просветительская работа православных учителей со своими коллегами.

Мне кажется, учителя начинают трезво оценивать роль государства. При советской власти государство имело на школу абсолютное влияние. Но сегодняшнее российское государство во многом носит промежуточный, компромиссный, транзитный характер. Оно само не образует монолита, являясь ареной жестокой борьбы разных сил. И надеяться только на него бесполезно, хотя вести диалог с его лучшими представителями необходимо — и жестко фиксировать свои требования во взаимодействии с его не лучшими представителями тоже необходимо.

Но есть еще одно измерение жизни, в подсоветские годы порядком подзабытое. В наши дни привычные слова «педагогическая общественность» могут обрести свое исконное значение. На первое место выдвигается задача самоорганизации профессионального педагогического цеха, а заодно, и самоорганизации родителей. Нам, мирянам, пора создавать развернутые сетевые структуры. Нужны свои учительские и родительские клубы, места постоянного общения. Нужны информационные службы. Нужны кассы взаимопомощи. Нужны свои квалифицированные адвокаты, потому что учителя на местах находятся под сильнейшим давлением. Нужен союз, не побоюсь этого слова, с лучшими силами правозащитного движения, чтобы эффективно, на основе самых современных технологий, с выходом на международный уровень отстаивать права верующих учителей, учеников, родителей. Если хотите, нужны полноценные профсоюзы православных педагогов. Быть может, со временем мы сумеем перевести эти упования в ранг повседневных практических задач. Тогда и учителя на своем рабочем месте перестанут бояться быть собой.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.