НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД?

На вопрос читателя отвечает протоиерей Алексий СЁМКИН, клирик Казанского собора на Красной площади (Москва)

Пришло время идти в армию, но я не хочу. Не боюсь попасть в «горячую точку», но вот потерять здоровье из-за дедовщины совсем не хочется, да и планы на жизнь уже построены – учеба, работа… Начал «договариваться» с военкоматом. В общем, все уже примерно решено, но так как я недавно начал задумываться о вере в Бога, то хотел бы сначала узнать, не грех ли это – «косить» от армии?

Дмитрий

Дедовщина, кошмарные условия жизни в частях… Службой сегодня пугают не только по телевизору. Ты слышишь то же самое от своих знакомых, успевших отслужить. Ты видишь, какими ребята приходят из армии. Так что в твоем желании избежать военной обязанности, на первый взгляд, нет ничего странного. Однако…

Существуют люди, которые твердо уверены, что в армии они погибнут. Есть те, кто думает, что пожилые родители не переживут службы своего сына. Есть и те, кто по каким-то формальным причинам не считается кормильцем семьи, хотя де-факто является таковым. Все они уже приняли решение и твердо стоят на своем. Они сделали выбор, они готовы нести за него ответственность по полной программе. Подумай – это про тебя? Ведь большинство, процентов девяносто желающих сегодня избежать службы движимы не какими-то реальными причинами, а лишь абстрактным страхом перед неизвестностью. Армия – шаг в неведомое, о котором ходят самые страшные слухи. Отслужишь ты относительно благополучно в хорошей части или угодишь в некий «котел» с жестокими «дедами» и офицерами? Вернешься домой повзрослевшим, готовым к дальнейшей жизни или тебя комиссуют полным инвалидом? Ты не знаешь этого и потому боишься.

Твое чувство естественно, но не стоит думать, что армия – это нечто отдельное от остальной твоей жизни, избежав чего, ты будешь жить дальше спокойно и счастливо до конца своих дней. Нет. Это лишь первое испытание, за которым последуют другие, возможно, не менее тяжелые, и про них ты даже не знаешь пока, в чем они заключаются.

В Православии есть такое понятие – жизненный крест. Это те испытания, что ожидают любого человека, и армия – одно из них. Соответственно, вопрос: «бежать ли от армии?» можно сформулировать как «можно ли мне бросить мой крест?»

Такое решение способен принять лишь ты сам, и ответственность ляжет на тебя. Никакой священник не понесет твой крест вместо тебя. Он может лишь рассказать тебе о последствиях твоего выбора.

Ты хочешь уйти со своего пути, который проходит через армию? Подумай – а вдруг дорога в обход окажется еще хуже? Вдруг Господь специально направил тебя сюда, вдруг в будущем тяготы армейской службы как-то помогут тебе стать сильнее для будущих трудностей?

Знаешь, в последние десятилетия советской власти существовал некий негласный договор между государством и всякими маргиналами. Скажем, хиппи 70-х протоптали себе дорогу через «психушку»: ложишься в больницу, получаешь «белый билет» и поражение в правах, но зато и в армию не идешь. Военным всякие волосатые неформалы тогда были не нужны, так что государство, пусть и не совсем официально, оформляло их как граждан второго сорта и отпускало на свободу. В этом была своя логика: если ты не хочешь отдать обществу определенный долг – пожалуйста, но и общество будет относиться к тебе соответственно. И чем больше ты будешь уклоняться от него, тем больше оно будет уклоняться от тебя. Если перегнешь палку – есть риск выпасть из общества вообще.

В конце концов, есть же прекрасный способ «откосить» по закону и быстро – откажись от гражданства, и никакой больше армии! Но и никакой прописки, бесплатной медицины, образования и так далее…

Зачем я говорю об этом? Просто хочу объяснить, что розы – это всегда цветы с шипами, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке. «Откосить» бесплатно и безболезненно – нельзя, и даже если сперва нечто подобное тебе удастся, от остальной жизни ты уж точно никак не спрячешься. Для любого человека (а для мужчины особенно) она вся состоит из решений, и может быть вопрос «идти ли в армию» – не самый сложный.

Ну и, наконец, как ответить человеку на вопрос о том, совершает ли он грех, пытаясь избежать военной службы? Вот здесь можно сказать коротко, одним словом: «Да». Если человек пытается обмануть государство, если не просто ищет лазейки в законе, а идет на прямое его нарушение, давая, скажем, взятку военкому, то грех обмана здесь очевиден. И уж совсем однозначно следует понимать, что гордиться тем, как ловко удалось «откосить», не стоит. Зачем бы это ни было сделано, какие бы причины на это ни подтолкнули, в грехе нет ничего хорошего.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.