27 января в российском институте стратегических исследований прошла масштабная конференция «Наследие Н.Я. Данилевского в обеспечении цивилизационного развития и духовного суверенитета России». Она является частью XXIV Рождественских образовательных чтений.

Приветственное слово держал протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В конференции приняли участие представители РИСИ, МГУ, академического Института российской истории, Молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли».

Мысль, неоднократно озвученная в докладах и выступлениях участников конференции: труд Николая Данилевского «Россия и Европа» не устарел, хотя и создан полтора столетия назад. Он актуален и по сей день.

Представители консервативного направления в общественной мысли и политики России призывают обращаться к нему в решении первостепенно важных проблем современной России.

Справка

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – выдающийся представитель русской исторической и общественной мысли второй половины XIX столетия. Два фундаментальных труда прославили его: во-первых, «Россия и Европа», и, во-вторых, «Дарвинизм: критическое исследование».

В монографии «Россия и Европа» Данилевский сформулировал и развил идею, согласно которой мировое историческое развитие не имеет одного «единственно верного» пути. Напротив, существует множество различных, но равных по своему значению маршрутов. Огромные человеческие общности – Данилевский называл их «культурно-историческими типами» - двигаются по этим маршрутам самостоятельно, не копируя формы политического строя, экономики и культуры соседей, а творчески создавая собственные.

Из этой главной идеи выводилась вторая, также очень важная для учения Данилевского: раз нет общей дороги прогресса для всего мира, то нет «лидеров» и «отстающих» на ней. Каждый выбрал свой путь и сознательно следует ему. А значит, Россия не должна «догонять» Европу и считать ее опыт «более прогрессивным», чем собственный, или, тем более, обязательным для себя. Россия двигается по своему маршруту, она представляет собой самобытный и абсолютно самостоятельный культурно-исторический тип, она принципиально отличается от Европы. Поэтому попытки влиться в Европу или уподобиться ей Данилевский считал результатом опасного заблуждения.

В книге «Дарвинизм: критическое исследование» Николай Данилевский привел ряд обоснованных аргументов против теории происхождения видов, принадлежащей Чарльзу Дарвину. Эта работа Николая Яковлевича вызвала противоречивые оценки в науке.

«Россия и Европа» оказала мощное воздействие  на русскую историческую мысль. Влияние этого труда Данилевского испытали столь крупные отечественные мыслители, как Константин Леонтьев, Николай Трубецкой и Лев Гумилев.

В постсоветское время основные работы Данилевского испытали новый взлет популярности. Они не раз переиздавались. Ныне «Россия и Европа» - одна из главных книг в интеллектуальном арсенале российского консерватизма.

 

Николай Данилевский. Фото с сайта polit.ru

0
1
Сохранить
Поделиться: