Мышиное мышление, машинная возня

hudiev_gВ последние дни мне попались на глаза две статьи. В одной автор уверял, что испытывать отвращение к людям с ограниченными возможностями нормально, это вложено в нас эволюцией и имеет глубокий биологический смысл. В другой британские ученые сообщали, что, воздействуя на мозг магнитными полями, они успешно уменьшали у испытуемых веру в Бога (а действуя на другие участки мозга, можно, напротив, вызвать мистический опыт). Следовательно, вера в Бога — это какие-то глюки в мозгу, которые могут появляться или пропадать от чисто материальных воздействий, наука еще раз доказала, что Бога нет.

За обеими статьями стоит интересное явление, которое можно было бы назвать «частичным обессмысливанием мира». Это сбой в мышлении, очень характерный для нашей эпохи, и на него стоит обратить внимание.

Допустим, в самом деле, что религиозные убеждения — это результат чисто материалистических процессов в коре головного мозга, на которые можно воздействовать магнитным полем. Доказали ли мы этим несостоятельность религии? Если да, то битва с религиозным мракобесием выиграна, но обратим внимание на сопутствующие потери. Если мы успешно опровергли религиозное мышление, сведя его к процессам в мозгу, мы также успешно опровергли мышление вообще, в том числе атеистическое. Как уже давно писал К. С. Льюис, «строгий материализм опровергает сам себя по причине, о которой давно сказал профессор Холдейн: “Если мои мыслительные процессы полностью обусловлены поведением атомов моего же мозга, у меня нет оснований доверять своим мнениям… и тем самым нет оснований считать, что мозг состоит из атомов”».

Если британские ученые докажут, что религия — это чисто материалистические процессы в мозгу, и поэтому доверять религиозному мышлению нельзя, они при этом неизбежно докажут, что мышлению доверять вообще нельзя. И таким образом обессмыслят и свои доводы тоже. Логически избежать этого нельзя, можно только практиковать самые бесстыдные двойные стандарты:  мы должны доверять мышлению, когда оно ведет нас к атеизму, но если оно поведет нас к вере — вот тут мы должны объявить, что мозг материален, все религиозные убеждения сводятся к пляске атомов в мозгу и поэтому неосновательны.

Та же проблема возникает у автора, который ссылается на эволюцию. С точки зрения эволюции жизнь людей с ограниченными возможностями бессмысленна. Но с точки зрения эволюции бессмысленна жизнь людей вообще, хотя бы и самых здоровых. В том числе, конечно, и автора. Научные теории не занимаются вопросами о смысле. Они описывают, что происходит,  а не зачем.

Если вы хотите принять мировоззрение, в рамках которого бессмысленна жизнь инвалида, это неизбежно будет мировоззрение, в рамках которого бессмысленна и ваша собственная жизнь. Избежать этого (его жизнь бессмысленна, а вот моя почему-то нет) можно только путем гротескной интеллектуальной нечестности.

Как-то в глубоком детстве я видел фильм «Кто за стеной?». Речь там шла о так называемом «тесте Тьюринга», который должен ответить на вопрос, может ли машина мыслить. Состоит он в том, что экзаменаторы общаются с двумя собеседниками, один из которых — живой абонент телефонной сети, другой — машина с тщательно синтезированным на экране лицом и голосом. Если они не смогут понять, где человек, а где машина, тест будет считаться пройденным.

В итоге один из испытуемых неожиданно сдается и начинает повторять «я  машина, я машина». Сначала люди решают, что это какой-то сбой в машине; но потом выясняется, что это абонент-человек сошел с ума, вообразил себя компьютером, сидит в шкафу и повторяет: «Я машина, я машина».

Похожее явление — когда люди объявляют себя просто очень сложными биологическими машинами — можно наблюдать довольно часто. Это не клиническое безумие, но явное заблуждение. Машина не может обладать сознанием; мы пока не будем подробно рассматривать почему, но философы уже давно пришли к выводу, что даже очень-очень мощный компьютер, даже компьютер, превосходящий по мощности человеческий мозг (если таковой будет создан), не будет обладать свободной волей, квалиа (то есть субъективными переживаниями) и интенциональностью, то есть способностью думать о чем-то, а не просто обрабатывать информацию. Человек, обладающий сознанием, мышлением, волей, в принципе несводим к каким-то, хотя бы и очень сложным, материальным структурам.

Мы живем в мире, где люди принципиально, качественно отличаются и от животных, и от машин: они обладают свободой и сознанием. Они созданы по образу Божию и ценны в очах Создателя. Такова истина. От нее можно прятаться в шкафу, повторяя «я машина», но зачем?.

На заставке фрагмент фото Polytechnic Museum

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,74 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.