На выставке «Ступени мастерства», которая открылась 17 июня в московском Манеже, представлены работы студентов Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В том, что интересно молодым художникам, которые работают в академической манере, мы попытались разобраться вместе с преподавателями Академии.

Один из самых сложных жанров живописи – историческая картина. О своих студентах и их творческих поисках рассказывает Иван Ильич Глазунов, руководитель историко-религиозной мастерской:

Первые три года живописцы учатся вместе, и только потом разделяются по мастерским. Их у нас три – пейзажная, портретная и историко-религиозная. Каждый выбирает по себе, исходя из своих способностей и интересов. Историко-религиозная картина — очень сложный и трудоемкий жанр. Если портретисты в качестве диплома пишут портрет, пейзажисты — пейзаж, то студенты моей мастерской должны написать сюжетную картину на историческую или религиозную тему. Но работа в нашей мастерской подразумевает и современную тематику.

Например, на выставке есть такие картины, как «Сергий Радонежский воскрешает отрока». А есть и «Беслан. Списки надежды» — дипломная работа Анны Боганис. Девушка откликнулась на трагические события и в последний момент поменяла тему своего диплома.

В прошлом году у нас защищался студент Сергей Онучкин. Для работы над своей картиной он поехал на Печору, в село Усть-Цильма (Республика Коми. – Ред.), где живет община староверов. Его очень интересовал красочный народный праздник, который там до сих пор отмечают, — Красная горка. И речь идет не о фольклорном ансамбле, это реальные, современные люди, которые живут в деревне и стараются сохранить свою культуру и традиции.

Мы хотим видеть небо, а не пустоту

Сергей где-то видел фильм про Усть-Цильму, много слышал и читал про Печору. По своему разумению он сделал эскиз, показал нам, и мы его одобрили. А потом он поехал туда, пообщался с людьми, пожил там. Он делал очень много зарисовок, каждого персонажа писал с натуры.

Честно говоря, я не ожидал, что современный молодой человек, живущий в Москве, с такой радостью поедет в столь дальний уголок. Чаще бывает наоборот:  очень трудно убедить кого-то поехать в дальние края! Ведь это тяжелый труд — собраться, тащить с собой краски, этюдник и остальные необходимые принадлежности, совершить перелет. К тому же, тут человеческий фактор — необходимо общение с людьми, а наши северные сограждане зачастую далеко не сразу раскрываются. А Сережа как-то вошел в их круг, подружился с ними. У жителей Усть-Цильмы есть сообщество в Москве, так они Сергея и с этим сообществом познакомили, кое-кто из них даже приходил на нашу выставку. И получилось так, что персонажи как бы сошли с картины и вместе с нами ходили по выставке!

Мы хотим видеть небо, а не пустоту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательно ли писать на евангельские темы и изображать людей в русских народных костюмах? О выборе сюжетов и востребованности академической школы в XXI веке говорит Николай Павлович Сидоров, проректор Академии:

Дипломная работа является последней учебной и первой творческой. На этапе ее создания преподаватели продолжают учить студентов, как работать с художественным образом. Все начинается с выбора сюжета, который  утверждает кафедра  живописи. Часто к нам приходят с сюжетами, которые прямо просятся на холст. А бывают и такие сюжеты, что пришлось бы очень долго объяснять,что же тут происходит – тема больше подходит не для живописи, а для романа или даже фильма, а иногда и целого сериала.

С первого курса наши студенты изучают русскую историю и культуру, христианство и другие мировые религии. Часто студенты выбирают евангельские сюжеты для дипломной работы — эти темы вечны и актуальны сейчас точно так же, как и тысячелетия назад. Многие  студенты заимствуют сюжеты из истории России, но это всегда свободный  выбор. Мы одобряем тему, если видим,что дипломник способен с ней справиться.
Что касается востребованности школы художественного академизма, то огромное количество исторических книг, которые сейчас печатают,иллюстрированы работами выпускников Академии. Или произведениямивеликих мастеров XIX века — Васнецова, Сурикова, Репина. Но если выбор все-таки падает на современных художников, то в основном это наши выпускники и преподаватели — и мы этим очень гордимся, ведь получив образование в Академии, наши студенты становятся профессионалами высочайшего класса.

 

Современное искусство — это не всегда мультимедийная инсталляция или перформанс. Об актуальном искусстве, так, как его понимают в Академии, размышляет Станислав Геннадьевич Москвитин, декан факультета живописи:

Взгляд художника — это индивидуальный взгляд на происходящее вокруг, и современное искусство — это отражение взгляда современных людей на окружающий мир, на историю. Современность картины «Усть-Цильма» как раз в том и заключается, что молодой человек увидел традиции, сохранившиеся в русской глубинке, очень проникся ими и захотел написать об этом картину, поделиться со зрителями — своими современниками — тем, что его поразило.

Мы считаем, что «отдельных» современных ценностей нет, есть только вечные ценности, и современный человек по сути остается тем же, что и двести, и тысячу лет назад. Чувства и переживания у нас все те же. И вместо неба мы не хотим видеть абстрактную черную пустоту. Поэтому тематика может быть современной, а вот художественный язык, на котором «говорит» современное искусство, вовсе не обязательно должен быть языком абстракции или концептуализма. Кроме того, на наш взгляд, «актуальное» искусство зачастую не передает, а именно порождает кризис, которого так много сейчас в нашей жизни. Но это несколько за рамками того, что мы делаем в Академии, и нас больше интересует другое: как сохранить преемственность поколений художников-академистов, богатую традицию русской школы реализма.

 

«Ступени мастерства»:  Работы, обязательные для просмотра

Мнение преподавателей Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

«Усть-Цильма». Сергей Онучкин. Холст, масло.

«Беслан. Списки надежды». Анна Боганис. Холст, масло.

«Буря. Апостолы в лодке». О. Н. Суперко. Холст, масло

«Оптинские новомученики». Р. М. Абрамочкин. Холст, масло

Реставрация иконы «Пророк Захария» из храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах, XVII в. Ступени работы реставраторов. Фото.

Памятник героям Первой мировой войны. Преподаватели и студенты Академии. Макет.

Модель памятника П. А. Столыпину. Преподаватели и студенты Академии.Центр матери и ребёнка в Одинцово. Проект архитектурного факультета Академии.

Проект исторической реконструкции Орловского Кремля.  Проект архитектурного факультета Академии.

Восстановление усадьбы Муромцево во Владимирской области. Проект архитектурного факультета Академии.

 Справка: Выставка «Ступени мастерства» проводится уже в третий раз, в этом году она приурочена к 25-летию Академии и в разном составе успела побывать во многих городах России — Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Брянске и других. На выставке показан процесс обучения в Академии начиная с первого курса и кончая дипломом.

«Ступени мастерства» можно посмотреть в Центральном Манеже по адресу: Манежная пл., 1. Вход свободный. Выставка продлится до 6 июля.

Мы хотим видеть небо, а не пустоту

 Мы хотим видеть небо, а не пустоту

Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту
Мы хотим видеть небо, а не пустоту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Владимира Ештокина

0
0
Сохранить
Поделиться: