Мученик Михаил НОВОСЕЛОВ (1864-1938)

Михаил Александрович Новоселов происходил из старинного священнического рода Тверской губернии, но его отец увлекся либеральными идеями, священником не стал и сошелся со Львом Толстым. Михаил, поступивший в 1887 году на историко-филологический факультет МГУ, уже был старым знакомым Толстого и последователем его “учения”. Он даже с друзьями создал толстовскую общину, но она долго не просуществовала. Однако в конце XIX века Михаил прекратил отношения с писателем из-за открыто выраженного, резкого неприятия Толстым божественности Христа. По возвращении в православную Церковь Михаил взялся за миссионерское дело. С 1902 года им было издано вместе с единомышленниками тридцать девять книг основанной ими “Религиозно-философской библиотеки”, а также еще более двадцати специальных изданий. В 1912 году избран почетным членом Московской духовной академии. Активный общественный деятель, участник религиозно-философского кружка и благотворительно-просветительского братства святителей Московских, председателем которого был известный издатель Ф. Д. Самарин. В 1922 году после обыска, произведенного ОГПУ, перешел на нелегальное положение. Написал “Письма к друзьям”, богословскую работу, где старался отвечать на актуальные вопросы современной действительности. Из-за этих “подрывных” писем формально он и был арестован в 1929 году, чтобы больше уже не выйти на свободу. Расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме в возрасте семидесяти четырех лет

Из письма при разрыве с Толстым:

“Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, веяния Духа Божия… И Бог, и Дух, и любовь, и правда – все как-то мертво, холодно, рассудочно.

Невольно вспоминается Ваш перевод первой главы Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: “В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, Бог бе Слово” заменили жалким “Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога. И разумение-то жизни стало Бог…” Ведь, попросту сказать, Ваш Бог есть только Ваша идея, которую Вы облюбовали и облюбовываете, перевертывая ее со стороны на сторону в течение двух десятилетий. Вы никак не можете выйти из заколдованного круга собственного “я”…
Отметая Христа Искупителя, Вы неизбежно лишаете Вашу душу Его благодатного воздействия, а потому не имеете того духовного опыта, который, когда Вы говорите о добродетелях, помог бы Вам отличить любовь Христову от естественной благонастроенности, благодатную кротость от самообладания (или природной тихости), смирение от снисходительности, мудрое во Христе терпение от бесплодного самоистязания. Потому-то Вы и не понимаете великого значения веры в Христа распятого и воскресшего, необходимости ее для истинного возрождения человека, ибо самое возрождение Вам неведомо…
Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Лев Николаевич”.

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) “Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века”, январь.
.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.