Московский Пасхальный фестиваль

Праздник музыки и добра

Симфонические произведения состоят, как правило, из нескольких частей. Аплодировать между частями не принято, произведение-то еще не кончилось. Правда, знают об этом немногие — только завсегдатаи концертов классической музыки: это, как правило, пенсионеры и студенты музыкальных вузов. Аплодисменты между частями — лакмусовая бумажка. Человек, который по незнанию решил поддержать артиста не вовремя, тут же выдает себя как случайного «захожанина». Поэтому для любого организатора — лучший знак, когда на их концертах в паузах между частями произведения начинают хлопать: значит, пришли новые для жанра классической музыки люди. Сделать так, чтобы этих «новичков» становилось больше, — в каком-то смысле миссия фестиваля.

Фото PhotoXpress

В прошлом году Пасхальный фестиваль был посвящен творчеству Сергея Прокофьева — композитора, о котором все слышали, но с творчеством на самом деле знакомы плохо — из-за сложности музыки, по мнению маэстро Валерия Гергиева. На том фестивале в разных городах прозвучали все симфонии и фортепианные концерты Прокофьева. В этом году тема историческая — 70-летие битвы на Курской дуге (5 июля — 23 августа 1943 года). Поэтому концерты пройдут в том числе в городах, так или иначе с битвой связанных, — Курске, Белгороде, Брянске и т. д. охватить регионы для фестиваля принципиально важно. Слушатели немосковских концертов, бывает, стоят в проходах — аншлаг. Оно и понятно: когда еще Гергиев с оркестром Мариинского театра приедет исполнять «Жар-птицу» Стравинского в Брянск или «Аттилу» Верди в Череповец?

Валерий Гергиев: «Нужно, чтобы наши дети пели. Поэтому и в концертах предстоящего Пасхального фестиваля обязательно будут задействованы детские хоровые коллективы»


Обычно симфоническая программа фестиваля более других на виду. Но есть еще и другие программы: камерная, хоровая и звонильная (играют звонари). Вход на их концерты в подавляющем большинстве случаев бесплатный. Хоровые выступления проходят в московских храмах. Это неслучайно: все хоровое искусство как таковое выросло из церковного пения. Традиция выступать в храмах это подчеркивает. Неслучайно и пристальное внимание к этому Валерия Гергиева. Один из главных приоритетов его деятельности сейчас — восстановление хоровой культуры в России. Недавно он возглавил Всероссийское хоровое общество, а на пресс-конференции сказал: «Мы должны вернуться к этой великолепной традиции, которая насчитывает столетия. Нужно, чтобы наши дети пели. Поэтому и в концертах предстоящего Пасхального фестиваля обязательно будут задействованы детские хоровые коллективы». Причем не только профессиональные (например, Московская хоровая капелла мальчиков), но и любительские — например, хор девочек Свято-Димитриевского детского дома. 

Хоровые коллективы из России и зарубежья приезжают с концертами в интернат для детей–инвалидов

Начало фестиваля ежегодно приурочено к православной Пасхе. Но музыкальная программа привязана к содержанию праздника очень опосредованно. Есть, конечно, увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник», которую он написал, по мнению искусствоведов, как воспоминание о детских впечатлениях от Пасхальной заутрени. Есть произведения, близкие духовной тематике: например, симфонические медитации «Вознесение» Оливье Мессиана, построенные на сюжетах Нового Завета. Но, казалось бы, при чем здесь «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова? Почему сцены из оперы «Валькирия» Вагнера? Искать прямые привязки к Пасхе — значит сомневаться, что классическая музыка нужна как универсальный язык общения людей. Пасха — повод, цель — сама музыка.

Пасхальный характер фестиваля — не в репертуаре. Он в его задачах: просвещении и благотворительности. Ведь Пасха — время добрых поступков. И дело не в том, что некоторые концерты бесплатные, а сборы от некоторых платных концертов идут на социальные проекты, которые поддерживает фонд Гергиева. Дело в том, что хоровые коллективы из России и зарубежья приезжают с концертами, например, в интернат для детей–инвалидов. Выйти на сцену, когда перед тобой в зале дети с синдромом Дауна, бывает непросто многим артистам. Есть стереотип, что эти дети — «не такие»: не услышат, не поймут. Как им что-либо можно донести? Как вести себя? Но этот стереотип рушится во время самого концерта. Музыканты видят: перед ними публика — «такая же». Даже более чуткая, более чистая, более искренняя. И почти наверняка более благодарная. И уж точно все понимающая. 

Существует заезженный термин — «настоящее искусство». Но от заезженности слов само искусство не перестает быть действительно настоящим. И когда оно звучит со сцены, это может почувствовать каждый. 

Концерты звонарей в храмах составляют отдельную Звонильную программу Фестиваля

Пасхальный характер Фестиваля заключается в его задачах: просвещении и благотворительности


Двенадцатый Московский Пасхальный фестиваль

под руководством Валерия Гергиева проходит с 5 по 16 мая 2013 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кроме Москвы, концерты проходят в Мурманске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Брянске, Орле, Туле, Ельце, Липецке, Курске, Старом Осколе, Белгороде, Кисловодске, Твери, Александрове, Ярославле, Костроме, Вологде, Череповце, Муроме, Нижнем Новгороде.

Фото предоставлены пресс-службой Московского Пасхального фестиваля.

 
Matsan МАЦАН Константин
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.