Мощи Святителя Спиридона Тримифунтского во второй раз прибывают в Россию

1 сентября 2010 года в здании РИА-новости состоялась пресс-конференция, посвященная прибытию в Россию десницы святителя Спиридона Тримифунтского. Открывая обсуждение, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил, что честные мощи этого великого подвижника посещают русскую землю во второй раз, и в этом есть особый смысл. Это свидетельствует о любви русского народа к святыне, которая являет образ вселенского единства греческой и русской паствы.

В Москве мощи Святителя пробудут:

— с 15 по 17 сентября — в Храме Христа Спасителя;

— с 17 по19 сентября — в Храме Вознесения Господня в Сторожах (Большое Вознесение), у Никитских ворот;

— с 19 сентября по 06 октября — в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре.

С 6 по 15 октября десница будет в г. Санкт-Петербурге, после чего покинет Россию.

Данилов монастырь напрямую связан с нынешней обителью мощей Святителя Спиридона, островом Керкира (Корфу). Ведь именно в Даниловом монастыре покоятся останки архиепископа Никифора (Феотокиса), начавшего свой духовный путь на Керкире. А в конце своей жизни выдающийся греческий духовный просветитель стал настоятелем Данилова монастыря.

С журналистами также общались председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойда, председатель Комитета по культурному наследию города Москвы Валерий Шевчук, заместитель председателя синодального Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых).

Игумен Филипп сообщил, что десницу Святителя Спиридона будет сопровождать греческая делегация во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием. Это даст представителям Элладской Православной Церкви возможность поклониться, со своей стороны, православным святыням Москвы и Петербурга.

Заместитель председателя ОВЦС напомнил об особом почитании, которым пользуется у греков преподобный Серафим Саровский. Частица мощей русского святого, несколько лет назад посетившая все крупные греческие города, была встречена греками с большим благоговением. В этом можно увидеть пример своеобразной народной дипломатии, когда, минуя государственные и этнические границы, народы соединяет одна вера  и общая духовная история. Игумен  Филипп отметил в этой связи эпизод 1799 года, когда под руководством русского святого воина  адмирала Федора Ушакова Керкира была освобождена от  французской армии. «Уже на протяжении многих лет проходят «Русские недели на Корфу» при поддержке Данилова монастыря, это пример как сегодня говорят народной дипломатии, когда не только высокие политики встречаются в верхах, но на уровне монастырей, приходов, на уровне простых людей происходят встречи, они молятся перед святынями друг друга, и это действительно тесное и глубокое единство», — сказал игумен Филипп. Этот факт еще больше приближает огромную Россию к маленькому греческому острову, где во славе почивают мощи Святителя Спиридона.

Руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук подчеркнул, что в лице возглавляемого им комитета Правительство Москвы готово оказывать Церкви и горожанам, что придут поклониться честной деснице Святителя Спиридона, всю  необходимую материальную и техническую поддержку. По словам Валерия Шевчука, взаимодействие с Русской Православной Церковью стало доброй традицией властей города. А такие поводы, как прибытие честных мощей Святителя Спиридона, помогают не только вместе реставрировать храмы, но и трудиться над духовно-нравственным возрождением нашей столицы.

В свою очередь, руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда напомнил верующим о том, что именно молитва, а не слепое желание решить свои материальные нужды, должна быть руководящим посылом для восприятия святыни. Зачастую простые люди идут к Святителю Спиридону с просьбами, лежащими в повседневной, и даже бытовой плоскости. «Но не стоит забывать, что отношение к святыне и к святому не может быть потребительским. Я сегодня помолился, а завтра успешно продал квартиру или, наоборот, ее задешево купил, — сказал Легойда. — Обращение к святому – это, прежде всего, просьба об изменении своего сердца. У Бога все живы, и подвижники, которые стяжали особую благодать, могут помочь нам укрепить наш дух. Очень хотелось бы, чтоб те тысячи людей, которые придут к мощам Святителя Спиридона, не забывали о самом главном».

Интересная тема на пресс-конференции была задана вопросом, предложенным  к обсуждению журналом «Эллада»: «Почему именно Святителю Спиридону отдали  предпочтение верующие в России, ведь его мощи уже посещали нашу страну всего три года назад, а в Греции есть множество других святынь и чудотворных мощей?»

Отвечая на этот вопрос, архимандрит Алексий напомнил, с каким воодушевлением русские люди встретили честные мощи Святителя Спиридона в 2007 году, когда к святыне пришло больше миллиона христиан. На греков это произвело большое впечатление. «Митрополит Керкиры Нектарии, человек благочестивый, иногда садился в Троицком соборе на стульчик и наблюдал, какое несметное количество людей прикладывается к мощам, — рассказал отец Алексий. — Он видел веру и благочестие русского народа». К тому же, по словам наместника Данилова Монастыря, повторное прибытие святыни в Россию получило благословение Элладской Церкви.

Архимандрит Алексий также отметил, что в русском народе святитель Спиридон пользуется особым почитанием, как подвижник, который ходатайствует не только о духовных, но и материальных потребностях молящихся. Многие русские люди прибегают к нему в своих житейских нуждах, зная, что святые имеют дерзновение у Христа.

Отвечая на вопросы журналистов, участники пресс-конференции коснулись истоков традиции почитания мощей. Игумен Филипп (Рябых) отметил, что принесение мощей в ту или иную страну по христианским канонам не должно подчиняться законам земной логики и идти по графику.  «Одни мощи мы уже привозили, а иные не привозили… Для того, чтобы перенести святыню, нужно созреть сердцами, утверждает отец Филипп. — Иначе можно докатиться до святотатственного формализма, чем бы еще удивить людей, превратив все в некие перформансы и шоу. Почитание мощей – это очень глубокий и тонкий религиозный акт, опыт личного приобщения к святыне и к жизни Церкви».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.