«Молюсь, а самооценка падает. Как быть?»

Вопрос читателя:

Я хочу ходить в церковь и вести богоугодную жизнь. Но чтение канонов повергает меня в уныние, занижает мою самооценку. После воскресных служб мне трудно общаться со сверстниками, я чувствую себя хуже их. Как быть?

Кирилл, 15 лет, Красногорск

Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва):

Фото Кирилла Полтевского

Я посоветовал бы в этом случае не читать никакие каноны при подготовке к причащению, кроме самого последования. А вместо них читать Евангелие, для того чтобы сердце лучше узнало Христа и глубже полюбило Его.

Настоящее покаяние, конечно же, не снижает самооценку, не действует угнетающе на человека, а совсем наоборот. Но настоящее покаяние вырастает в душе человека вместе с опытом жизни. Поэтому в 15 лет каноны просто пока не соответствуют тому, что есть в твоем сердце. В твоем сердце есть самое главное — любовь ко Христу. Вот и читай о Христе или молись Ему.

Трудно общаться со сверстниками после воскресных служб может быть по разным причинам. Дело в том, что после причастия лучше какое-то время не разговаривать. Хотя бы немножко постоять в тишине, чтобы сберечь те дары, которые получил.

Еще вопрос — какие сверстники. Если это верующие люди — одно, если они говорят всякие гадости и ругаются, то, конечно, с ними трудно разговаривать. Только не осуждай, а молись за них. Сам ничего лишнего не говори, и, может быть, постепенно ты и им поможешь, и они ближе станут к Господу. Настанет такое время, когда очень многие из твоих неверующих друзей и одноклассников — когда их в жизни догонят сложности и сложные вопросы о смысле жизни, о вере — обязательно придут к тебе и будут спрашивать твоего совета. Им будет очень важно жить и знать, что ты верующий. Даже если сейчас пока их что-то от тебя отчуждает. Поверь мне, я проходил через это. Через 10, 20, 30 лет они будут находить тебя и разговаривать о Боге именно с тобой. Потому что ты будешь человек из их детства, ты будешь для них авторитетом. Просто молись за них и готовься.

Ты пишешь, что чувствуешь себя хуже сверстников. Не сравнивай. Мы каемся не перед ними, а перед Богом. С ними ты общайся, как положено христианину, с радостью и любовью. Один Господь знает, кто хуже, а кто лучше. А если ты Господа любишь, Он и тебя покроет Своей любовью.

Христос дарит человеку и радость, и покаяние. Церковь учит человека двум, казалось бы, противоположным друг другу состояниям — радости и покаянию. На самом деле, истинной радости без покаяния не бывает, она фальшива, а покаяние без радости болезненно и безнадежно. Но радости все равно всегда должно быть больше, и она всегда должна быть на первом месте. Ведь не случайно апостол сказал: Всегда радуйтесь (1 Фес 5:16).

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Filip Chudoba Performance.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (27 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оля
    Февраль 27, 2017 13:43

    Да, но я вот старая баба, а от чтения канонов мне так плохеет, что какое уж там уныние и понижение самооценки, трясёт от рыданий, просто не могу читать, приходится прекращать и отвлекаться. Пришла к выводу, что невозможно вымучить из себя те чувства, о которых Вы пишите, они либо даны, либо нет.

  • ольга
    Февраль 27, 2017 16:21

    ребята, займитесь добрыми делами, а не пережёвыванием догм — и пребудете в хорошем расположении духа, творя добро для других. а уж парню-то нечем больше заняться, что ли?

  • р.Б.Андрей
    Февраль 27, 2017 22:27

    Понижается самооценка… А почему она должна быть высокой? С чего, с каких таких подвигов? При покаянии нормально испытывать угрызения совести и даже плакать, иначе в нем просто нет никакого смысла. «В страдании-очистимся». Кому принадлежат эти слова? Между духовной и физиологической радостью есть большая разница.Одна вызывается сытостью, удовольствием, наслаждениями и гордыней. Другая же от того, что Вы в жизни находите все больше и больше подтверждений Бытию Божию и Его Помощи. Радость как и Любовь — Дар Божий и не возникает по причине полезных покупок и вкусной пищи. Так возникает удовольствие, что с настоящей Радостью не имеет ничего общего.Так же как оргазм не имеет ничего общего с Любовью. Покаяние вместе со слезами раскаяния и должно понижать в Вас самооценку, которая обычно надмевается так называемой «аффирмацией», о которой столько теперь говорят. Но прав был Ходжа Насреддин, когда сказал — «сколько не говори — Халва! Халва! — во рту слаще не станет». Если падает самооценка, значит она несоразмерна той, которой Вы располагаете без покаяния. И когда она падает, она занимает то место, которое ей и положено. Даже великие старцы и святые считали себя самыми грешными и окаянными…. А сколь их моральный Лик светлее и чище чем у нас, грешных!? После исповеди, если она «зачтена» Богом как правдивая и искренняя, человек становится чище. И естественно, грязные разговоры и пошлости, присущие молодежи Вашего возраста, становятся неприемлемы и безобразны. Вы перестаете быть таким же, и это повергает Вас в удивление и уныние? Вы расстаетесь с гнилью современного, падшего мира и скорбите об этом? Что же тогда в Вашей вере богоугодного и отделяющего Вас, как овец от козлищ? Господь, будучи Безгрешным и Всемогущим, принял на себя ВСЕ грехи падшего мира лишь за то, что в Него поверили, вняв Его пламенным, но бесстрастным, проповедям. И сколь же велики были ЕГО страдания, когда народ, певший недавно ему Осанну, плевал в Него и кидал камнями? И кричал — «Распни Его»? …..То, что ты как теперь говорят, «некогерентен» стандартам современного мира, вовсе не повод для уныния. Ты должен радоваться тому, ЧТО ВСТАЛ НА ПУТЬ СПАСЕНИЯ. А некоторые на него пока не встали, а, возможно, и НЕ ХОТЯТ.И тебе с ними НЕ ПО ДОРОГЕ. Ты расстаешься НЕ С УВЕРЕННОСТЬЮ в себе, у которой совершенно нет основания, а с гордыней и самостью, самонадеянностью и самопревозношением, которые ты ложно полагаешь «уверенностью». Уверенности человек и иметь-то не может, потом что уровень его греховности и несовершенства весьма высок. А праведности и смирения — крайне низок. И радость твоя должна заместить твое несовершенство, потому что Господь с тобою! Ты Причастился Его Плоти и Крови и именно это должно вливаться в тебя счастьем.И не держись за падший мир.Молись о его обращении к Вечному, но — НЕ ПОВТОРЯЙ вместе с ним путь его падения. С Великим Постом! Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.