tkachenko149-2Довелось как-то быть свидетелем спора о хорошо известной мне книге – «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему». Позиции спорящих были диаметрально противоположными. Первые  говорили, что «Откровенные рассказы» – одна из самых замечательных книг о молитве, что читать ее рекомендовали святитель Феофан Затворник и оптинские старцы, и что воспиталось на ней несколько поколений православных людей.

Другие утверждали, что книга эта – прямой путь к прелести, и если новообращенный христианин станет учиться по ней Иисусовой молитве, то непременно впадет в прелесть.

А у меня был свой, давний опыт прочтения этой книги. И я действительно впал в прелесть после ее прочтения. Всего лишь за несколько дней усердных упражнений под впечатлением от прочитанного, у меня появлялась и теплота в груди во время молитвы, и сладость во рту, и даже слезы. От всех этих невротических реакций я потом долго не мог избавиться, хотя и исповедовался в том, что молился неправильно и возомнил о себе.

Но несмотря на этот печальный опыт я бы все же не стал категорично утверждать, будто книга эта однозначно душевредная. В моем случае такой ее сделало мое неверное понимание написанного.  Дело в том, что прочитав рассказ странника о многократно повторяемой им молитве, я решил что это некий христианский аналог буддистских мантр, которые тоже многократно повторяются для достижения определенного результата. И вот, не имея рядом опытного в духовной жизни человека, я начал читать молитву Иисусову скорее по буддистски, нежели по христиански. Искал не Христа, не постоянной памяти о Боге, не покаяния, а лишь описанных в книге состояний, про которые так ярко рассказывает Странник. И в итоге закономерно получил лишь то, чего хотел.

Поэтому, не думаю, что соблазнила меня сама эта книга. Соблазнила неверная интерпретация, которую сознание современного человека легко может дать написанному в ней. Феофан Затворник рекомендовал ее в эпоху, когда о молитве у нас в стране по сути вообще забыли. А о восточных практиках еще не знали. И книга эта была едва ли не единственным популяризаторским текстом об молитве Иисусовой. Слава Богу, сегодня ситуация принципиально иная. О молитве написано очень много, есть переводы древних Отцов, есть тексты отечественных подвижников. Но с другой стороны массовое сознание сегодня захламлено весьма поверхностно понятым восточным мировоззрением. И на этом фоне "Откровенные рассказы" действительно могут оказаться скорее вредными, чем полезными. Но все же, на мой взгляд, это скорее проблема культурного бэкграунда читателей, нежели самого текста

По форме эта книга - некий самоучитель по молитве, написанный в виде увлекательного рассказа, а значит - максимально облегченный по содержанию. Любой, кто пытался научиться хотя бы чему-либо по самоучителям, знает, что научиться-то, в принципе можно. Но есть два "но". Первое: уровень такого самостоятельного обучения всегда будет значительно ниже, чем при живом общении с преподавателем. И второе, куда более важное - в работе с самоучителем всегда неизбежны ошибки, неверно понятые моменты, «кривые» навыки, которые однако закрепляются в процессе занятий и потом изживаются лишь через серьезное усилие. Думаю, в случае с освоением умной молитвы по книге "Откровенные рассказы странника", все эти недостатки самоучения непременно будут иметь место в той или иной степени. А духовная жизнь это не игра на гитаре. Неверная постановка рук у музыканта - полбеды. Неверная постановка ума и сердца у молящегося куда опаснее.

Думаю, современному человеку, желающему молиться Иисусовой молитвой, не стоит даже пытаться пережить тот яркий опыт ее действия, который описан в «Откровенных рассказах странника». Вполне достаточно, как советовали святые отцы, научиться хотя бы сосредотачивать внимание на тексте молитвы, или, как они говорили – содержать ум в ее словах, не фиксируя внимание на каких-то своих телесных реакциях.  Остальное же, Господь Сам даст со временем, если сочтет это для нас необходимым.

0
0
Сохранить
Поделиться: