МАРАНАФА. Кого предупреждает Христос

Здравствуйте, журнал "Фома". Меня очень интересуют признаки конца света, описанные в Новом Завете. Но в Евангелии от Луки есть место, понять которое я не смогла. Рассказывая о последних днях мира, Христос говорит: "…Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него…". Получается, что Христос предупреждает о наступающем конце света лишь тех, кто будет находиться в Иудее и Иерусалиме. А что же тогда делать всем остальным? И в какие горы бежать?

С уважением, Анжела,

город Чебоксары

В этом евангельском эпизоде есть еще один непонятный момент. Разговор Христа с учениками начался с того, что некоторые из них стали восхищаться величием и богатством Иерусалимского храма, а Христос сказал, что все это великолепие будет разрушено, и от храма не останется камня на камне. И тогда ошеломленные ученики принялись расспрашивать — когда это будет и по каким признакам можно будет узнать о приближении этого времени. Но вместо прямого и понятного всем ответа Христос почему-то начинает рассказ о конце света и признаках Своего второго пришествия. В числе прочих знамений последних времен Он упоминает и Иерусалим, окруженный войсками.

Однако после разрушения Иерусалимского храма прошло уже почти две тысячи лет, а последние времена так и не наступили. И сегодня у людей, читающих Евангелие, закономерно возникает вопрос: о чем же, собственно, рассказывал Христос ученикам?

Слова Мессии

Для того, чтобы понять эти слова Христа, необходимо сначала ответить на другой важный вопрос: кому были адресованы эти слова? Казалось бы, тут все ясно — говорил Он со своими учениками, будущими апостолами, которые потом, после Его Воскресения проповедовали Евангелие в разных странах мира. Но не надо забывать, что ученики Христа по вере были иудеями. А религиозные взгляды иудеев в те времена настолько отличались от современного христианского мировоззрения, что здесь необходимы некоторые пояснения.

Средоточием религиозных упований иудеев было ожидание Мессии — помазанника Божия. После падения Иудейского царства это слово для иудеев стало обозначать царя, который восстановит славу Дома Израилева и сделает Иудейское царство самым могучим государством мира, подчинив ему все прочие народы. Таким образом, ожидаемый Мессия воспринимался прежде всего как выдающийся государственный деятель. И в этом смысле ученики Христа не были исключением из общего правила. На протяжении всех трех лет проповеди Спасителя они с нетерпением ждали, когда же Он, наконец, объявит себя Царем Иудейским, прогонит римских оккупантов и начнет править народом Израиля. До самого Его распятия они не могли понять смысл Его притч о том, что Царство Божие — не от мира сего. И даже когда воскресший Христос собрал Апостолов перед Своим Вознесением, они задали ему единственный вопрос: — «…не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния, 1:6). Поэтому слова Христа о разрушении храма прозвучали для них как гром с ясного неба. Нет, ученики, конечно, знали, что Иерусалимский храм уже был когда-то разрушен Навуходоносором и после окончания Вавилонского пленения вновь восстановлен. Так что, потенциальная возможность разрушения храма вряд ли могла их смутить сама по себе.

Но когда об уничтожении храма говорит Сам Мессия… Если бы Христос прямо сказал им, что храм и сам Святой город будут разрушены уже через сорок лет, они просто не поняли бы, о чем Он говорит. В представлении иудеев, пришествие Мессии и восстановление Иудейского царства являлось кульминационным актом истории человечества, и Израиль должен был стать непобедимым. Слова Христа для Апостолов могли означать лишь одно — конец мировой истории. Иерусалимский храм после пришествия Мессии (а они ведь сразу признали в Иисусе — Мессию), по их представлениям, мог быть разрушен лишь в одном случае — если весь мир рухнет. Именно поэтому Христос искусно совместил рассказ о грядущем падении Иерусалима с описанием признаков последних времен. Зная о религиозных воззрениях учеников, Христос не хотел их смущать. Но рассказать им о грядущем разрушении храма и захвате Иерусалима язычниками посчитал необходимым, пускай даже в такой прикровенной форме. Смысл этого пророчества станет понятен лишь через три с лишним десятилетия, и чтобы понять этот смысл, нужен небольшой экскурс в израильскую историю.

Исполнение пророчества

В 64-м году прокуратором Иудеи был назначен Гессий Флор. Жестокость нового римского наместника во много раз превзошла бесчинства всех его предшественников. Достаточно сказать, что именно Гессий Флор отменил в Иудее местное самоуправление, именно он разграбил сокровищницу Иерусалимского храма, а после этого буквально завалил улицы города трупами иудеев, которые посмели возмутиться таким святотатством. Насилия, чинимые им, вызвали, наконец, в Иерусалиме открытое вооруженное восстание, в результате которого наместник в 66-м году отступил в Кесарию.

Получив известие о событиях в Иудее, наместник Сирии Цестий Галл во главе крупного войска вторгся в ее пределы. Сломив сопротивление в провинциях, Цестий подошел к Иерусалиму, и через несколько часов римляне уже подступили к Верхнему городу (одна из частей Иерусалима). Казалось, что город неминуемо падет, так как среди защитников были большие разногласия, а, главное, римляне во много раз превосходили их в силе. Но в тот самый момент, когда римская армия была готова к последнему штурму, а иудеи — к смерти, Цестий вдруг отдает приказ отступить.

Историки до сих пор не могут объяснить этот факт. Увидев отступающие римские части, иудеи ободрились и, выйдя из города, нанесли римлянам страшное поражение, вынудив Цестия с позором бежать. Иудейские войска, преследуя армию Цестия, с такой безумной яростью обрушились на врага, что римлянам грозило полное уничтожение. Сам Цестий едва уцелел во время этой погони. Без существенных потерь иудеи, торжествуя, с богатыми трофеями возвратились в Иерусалим. Жители города решили, что он спасен и римскому владычеству пришел конец. Людей охватило невероятное воодушевление, самая настоящая эйфория. Казалось, сбываются пророчества о грядущем торжестве Израиля над всеми народами, и вот-вот придет "настоящий" Мессия и сделает Израиль мощнейшей мировой державой. В том, что могучий Рим вынужден был надолго отступить (ответный удар последовал лишь спустя два года), иудеи видели непосредственное вмешательство Божие.

И лишь Иерусалимские христиане не участвовали в общих торжествах и приготовлениях к дальнейшей войне с Римом. Осаду Иерусалима Цестием они восприняли как обещанный Спасителем знак приближающегося падения Иерусалима. Обещанное знамение было дано, и теперь всякий, послушный словам Христа, имел возможность спастись. Наверное, это было нелегко — вопреки всеобщему ликованию, невзирая на кажущуюся победу, поверить пророчеству. Ведь речь шла не просто о каком-то внутреннем несогласии, а о поступке, выглядевшем в глазах окружающих по меньшей мере странно. Бежать из Иерусалима, когда лишь миг остался до полной и окончательной победы над Римом?

А между тем события приняли такой оборот, что ни иудеи, ни римляне не могли помешать исходу христиан. Когда иудеи погнались за отступающими войсками Цестия и противнику было не до них, христианам открылся свободный путь к бегству. Осада же началась в то время, когда иудеи собрались в Иерусалиме на праздник Кущей, поэтому и со стороны иудеев по всей стране некому было препятствовать бегству христиан. И те, не теряя времени, переправились за Иордан, в город Пеллу.

Это чудесное спасение христианской общины и было одним из следствий пророчества, которое Христос через Апостолов дал Церкви. Предвидя все ужасы и бедствия, которые должны были обрушиться на Иерусалим, Христос хотел спасти всех жителей города. Ведь слова Его были адресованы не только ученикам и последователям, но всем иудеям: "Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него".

Но уцелели лишь те, кто верил словам Спасителя больше, чем собственным глазам. Судьба остальных жителей Иерусалима оказалась настолько страшна, что вряд ли в последние времена перед концом света людям придется испытать страдания ужаснее тех, что постигли иудеев в осажденном Иерусалиме. В этом, очевидно, еще одна причина смешения признаков разрушения храма и конца света в словах Христа, когда Он говорит: "…Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира…"

Гибель Иерусалима

В 67-м году в Иудею, по приказу разгневанного иудейским восстанием императора Нерона, был направлен лучший полководец империи Веспасиан, получивший неограниченные полномочия для усмирения мятежа. Имея под своим началом три легиона и многочисленные вспомогательные группы, он огнем и мечом прошел по Палестинской земле. В период 67-68 годов он полностью взял под свой контроль все населенные пункты в Иудее и начал приготовления к захвату Иерусалима. Однако известие о смерти Нерона нарушило его планы. Веспасиан отступил в Кесарию и стал ожидать дальнейшего развития событий в Риме. Почти на два года римские войска оставили Иерусалим.

Но уход римлян не принес облегчения жителям Иерусалима. Со времени изгнания войск Цестия Галла город терзала гражданская война, вызванная противостоянием двух религиозных партий иерусалимской знати — зелотов и сикариев. После ухода Веспасиана к этим бедствиям прибавились нападения на Иерусалим огромной армии разбойников, видевших в городе, раздираемом внутренними распрями, желанную добычу. От бесконечных междоусобиц и нападений более всего страдало мирное население. Но эти страдания померкли перед тем ужасом, в который повергло город возвращение римских войск.

Став императором, Веспасиан решил покончить с мятежом в Иудее и послал туда своего сына Тита уже с шестью легионами. Это было огромное войско, и противостоять ему иудеи, конечно же, не могли. Но вожди зелотов решили вести войну до конца, фактически обрекая всех жителей Иерусалима на мучительную смерть.

Тит начал осаду весной 70 года. Это было время Пасхи, и в Иерусалиме собралось более миллиона иудеев. Продовольственных запасов при разумном распределении хватило бы на достаточно продолжительное время, но они были уничтожены воюющими между собой партиями, и в осажденном Иерусалиме начался голод. Люди грызли ремни, обувь и другие кожаные вещи. Под покровом ночи кое-кто тайком пробирался за городские ворота, чтобы собрать какие-нибудь дикорастущие растения. Таких смельчаков вылавливали римские солдаты и умерщвляли самым зверским образом, а те, которым удавалось вернуться, подвергались нападению своих же соотечественников. Зелоты, захватившие власть в осажденном городе, отбирали у голодных последние крошки, действуя жестоко и безжалостно. Казалось, что вместе с голодом погибло и естественное чувство привязанности и любви. Мужья обкрадывали своих жен, жены — мужей, дети вырывали пищу изо рта престарелых родителей.

По приказанию Тита римские легионеры возвели вокруг огромного города сплошной частокол, вырубив для этого все леса в окрестностях Иерусалима. Цветущая некогда местность превратилась в безжизненную пустыню. Блокада стала полной. Римские начальники пытались устрашить иудеев и тем самым заставить их сдаться. Несчастных, пытавшихся выбраться из опустошаемого голодом и болезнями Иерусалима, бичевали, мучили, а затем распинали перед городской стеной. Сотни человек умерщвлялись там каждый день, и эта страшная работа продолжалась до тех пор, пока долина Иосафата и Голгофы не покрылась таким множеством крестов, что между ними едва можно было пройти.

Осенью 70 года римские легионеры ворвались в ослабленный многомесячной осадой Иерусалим. Озлобленные упорным сопротивлением иудеев, солдаты убивали жителей, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Пророчество Христа полностью сбылось. Храм был сожжен, город разрушен до основания. Количество погибших при осаде иудеев достигло 1.100.000 человек, еще около ста тысяч человек были взяты в плен и проданы в рабство. И только иерусалимские христиане не пострадали во время этих ужасных бедствий. Их вера спасла им жизнь.

Маранафа

Рассказ о падении Иерусалима — один из тех случаев, когда евангельское повествование пересекается с историческими свидетельствами нехристианских авторов. Осаду Иерусалима описывали многие историки, самые известные из которых — Тацит и Иосиф Флавий.

В Новом Завете пророчество Христа о разрушении храма приводят три Евангелиста — Матфей (24-я глава), Марк (13-я глава), и Лука (21-я глава). И только в Евангелии от Иоанна нет упоминания об этом пророчестве. Объясняется это очень просто. Три первых Евангелия написаны до предсказанных Христом событий, а их авторы приняли мученическую кончину за несколько лет до разрушения Иерусалима. Для них описываемый разговор Христа с учениками так и остался не совсем понятным. Апостол же Иоанн видел это пророчество сбывшимся в истории. И в своем Евангелии он не упоминает слова Спасителя о разрушении Иерусалима, потому что одна из целей этого пророчества была уже достигнута — иерусалимские христиане спаслись.

Конечно, слова Христа о бегстве из осажденного Иерусалима в горы к нам, живущим в XXI веке, явно не относятся. И все-таки — упоминание о признаках последних времен сегодня волнует нас так же, как когда-то волновало Апостолов. Ведь все, что сказано Богом, актуально не только в контексте какой-то определенной исторической эпохи. Каждое слово Христа продолжает звучать в Вечности. И главное для нас в этой истории то, что Господь дает людям понять: Он любит их, Ему их очень жаль. И в какую бы безнадежную катастрофу они себя ни ввергли, будь то гибель Иерусалима или конец света, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему, как поверили иерусалимские христиане. Или, не поверив — погибнуть, как прочие жители Иерусалима.

В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света те, кто не захочет принять спасение от Христа, будут "…издыхать от страха бедствий, грядущих на вселенную" (Лк. 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше". Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других — радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.

От нас требуется лишь определиться — в чьем стане мы хотим оказаться, если доживем до последних времен, или когда Господь призовет нас к Себе в последний день нашей жизни. Потому что даже Всемогущий Бог не может спасти нас без нашего согласия. И тем, кто поверит Христу, уже не надо будет бояться конца света. Видя его приближение, верующие люди станут приветствовать друг друга радостным восклицанием первых христиан: "Маранафа" — Господь грядет!

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.