ЛУКЬЯНОВА Ирина

Ирина Лукьянова — писатель, журналист, учитель литературы. Автор биографии Корнея Чуковского в серии ЖЗЛ, книг «Стеклянный шарик», «Тридцать первое августа». Мама двоих уже взрослых детей. Постоянный автор журнала «Фома».

Публикации автора (55)

19 сентября 2016

Как выжить «правильному» школьнику в «неправильной» школе

Может быть, дело в том, что в этом возрасте мы впервые ощущаем себя людьми. Людьми, которые остро нуждаются в человеческой близости — и с горечью убеждаются в ее невозможности. Через это просто надо пройти.


21 июля 2016

7 способов не стать чужим ребенку

Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь…


22 июня 2016

Дело: Захаров против кляксы

Недавно в «Фейсбуке» разгорелась полемика о том, каков должен быть язык школьных учебников, должны ли они говорить с детьми языком прошлого века или, напротив, оперировать реалиями сегодняшнего, а то и завтрашнего дня. Позиции были высказаны разные. Мы приводим подборку основных мнений, экспертный комментарий — и надеемся, что наши читатели тоже примут участие в этом крайне важном обсуждении.


1 июня 2016

Тепличное дело

Мир, в котором растут наши дети, — не очень симпатичный мир. В нем происходят стихийные бедствия и теракты, в нем люди страдают и голодают. Как рассказывать детям о его несовершенстве? Как готовить их к жизни? В конце концов, в этом мире детей обижают другие дети и взрослые. Что же делать? Растить в теплице или не скрывать свинцовых мерзостей жизни? Бросаться на защиту или закалять? Где золотая середина?


30 марта 2016

Семья — лучшая школа

Семейное обучение из год становится все популярнее. И не только среди принципиальных противников школьного образования. В последнее время на семейное обучение, например, все чаще переходят ученики выпускных классов: это позволяет им контролировать уровень нагрузки, успевать и осваивать программу, и готовиться к поступлению в вуз на подготовительных курсах или с репетиторами, участвовать в олимпиадах, которые требуют сил, времени, поездок на сборы.


22 марта 2016

Очники-заочники

Можно ли учиться в школе, но не ходить на все уроки? Можно, и это не будет считаться прогулом, если правильно оформлена особая форма обучения.


16 марта 2016

Система ценностей

Для разговора о «несредней школе» я опросила около 50 родителей, чьи дети учатся не в массовой школе. Среди них не оказалось вариантов «школа Амонашвили» или «школа Монтессори», но все же оказалось несколько вариантов, выбор которых в первую очередь продиктован выбором близкой системы ценностей.


9 марта 2016

Почему родители бегут из школы?

Частные школы, как и государственные, очень разные: консервативные и либеральные, строгие и мягкие; одни нацелены на помощь отстающим и проблемным ученикам, другие — на дополнительную подготовку сильных учеников к поступлению в лучшие вузы. В целом же — давно замечено, что в каждой стране частные школы компенсируют то, чего не дают государственные.


2 марта 2016

Анскулинг и хоумскулинг

Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?


2 октября 2015

Конвертики и фонарики, или Любовь и нелюбовь

Когда любви нет, ее не сымитировать и не восполнить, и День учителя – об этом тоже. О любви и суррогатах любви, и если хочешь что-то понять про школу – то вот пожалуйста, сразу все понятно.