Литургия в ранней церкви

Репортаж с места событий

О  Литургии в ранней церкви нам известно все или почти все. Иустин Философ церковный апологет и учитель в своей апологии, написанной не ранее 150 года, оставил нам целых два литургических «репортажа».

 

Первый посвящен совершению обычной воскресной литургии:

«В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевает подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько Он может. Народ выражает свое согласие словом — аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов…»

Второй отрывок посвящен, литургии крещальной:

«После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о ceбе, так и о просвещенном, и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться вам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как Он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово — значит: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы, дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют…»

Известны и другие «репортажи» — акты об изъятии церковного имущества во время гонений римского императора Диоклетиана (начало 4 в), где, и сами помещения храмов, и то, что в них находилось, описано достаточно подробно. Внимательный взгляд судебного пристава не упустил ничего из ценного имущества.

В первой половине 20 века нашли такие протохрамы и археологи, сначала в Сирии, а потом и в самом Риме. Казалось бы, нам известно теперь и само священнодействие, и место, где совершалась литургия, и его обстановка. Дело за малым, нам хотелось бы увидеть, как это все происходило на самом деле, хотелось бы не только услышать или пощупать, а хотелось бы увидеть литургию своими глазами. Невозможно? Нет, возможно! На двух саркофагах из музеев Ватикана (музеи Ватикана не один музей, а целое собрание музеев, один из них, в котором собраны раннехристианские саркофаги, носит название-Pio Cristiano), датируемых последней четвертью 3 века, мы можем увидеть своими глазами то, о чем читали в апологии Иустина. Правда, изображения эти несколько схематичны, но это не беда. Каждое из происходящих действий изображается здесь либо в виде отдельной фигуры, либо группы фигур. Так саркофаг № 31 526. На картинке, конечно же, изображен не весь саркофаг целиком, а только передняя стенка, отпиленная для удобства экспонирования. Всю левую часть саркофага занимает сцена, в которой предстоятель читает писание, община молится, а после молитвы произносится проповедь. Читающий писание изображен сидящим на особом раздвижном кресле, на таком в Риме сидели главы семейств, а вот говорящий проповедь изображен уже со свернутым свитком в руке. Именно проповедь связывает в этом изображении чтение писаний и евхаристию. Далее изображена фигура, приносящая хлеб в евхаристическое собрание, и предстоятель, принимающий этот хлеб. На столе христианской общины – рыба, символ Христа. Один из сидящих за столом указывает на эту рыбу. Это собственно и есть изображение самой евхаристии или благодарение. Далее изображены две фигуры, причащающиеся хлебом и вином. Участники литургии полулежат вокруг столика с изящными ножками на специальном ложе с полукруглым валиком. Мы можем увидеть на этом саркофаге главнейшие моменты литургии. Но это еще не все.

Посмотрим теперь на саркофаг 31491. На этом саркофаге изображена крещальная литургия, одно из важнейших событий в жизни церкви. Мы и сейчас можем видеть следы древних крещальных литургий, которые совершались в Великую пятницу и Рождественский сочельник. На саркофаге три сцены. Первая – это сцена крещения. Иоанн Креститель крестит на Иордане Иисуса. Далее изображен диакон, приносящий в евхаристическое собрание хлеб и особую литургическую одежду – одновременно прообраз и облачения священнослужителя и крестильной рубашки, свернутой в рулон. Далее мы видим изображение Евхаристии с рыбой в центре. Один из участников указывает на новокрещеного для которого предназначено это облачение. Интересно, что евхаристические сосуды, из которых причащаются участники литургии оба парадные, но совершенно разномастные. Главное событие этого собрания – это радость о человеке, родившемся в жизнь вечную.

Оказывается, о литургии в ранней церкви можно не только прочитать у отцов церкви или додумать, изучая развалины, а можно увидеть это так, как было на самом деле. 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.