На конкурс «Лицо России» присылали сочинения дети со всей России. Все размышления ребят о людях, в которых видят они примеры высокого достоинства, жертвенности, живой человеческой души, были дейсвительно глубокими и искренними. Но отдельные сочинения буквально поразили взрослых членов жюри конкурса. Поразили зрелостью мыслей и чувств автора, его способностью заразить читателя любовью к своему герою...

Конкурс, проводившийся в этом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, был организован Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата, Российским дворянским собранием, Подворьем Патриарха Московского и всея Руси храмом Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе г. Москвы.

Конкурс был призван пробудить в детях и юношестве интерес к великой истории России в лице лучших ее представителей. Вспомнить незаслуженно забытые имена деятелей русской истории, не вошедшие в школьные и вузовские курсы, а на известные — посмотреть с точки зрения духовного вклада в развитие отечественной культуры. Детям представителей русского рассеяния в дальнем зарубежье, в странах СНГ организаторы хотели дать возможность приобрести и укоренить связи с прошлым исторической Родины, чтобы молодое поколение, не забывая своих корней, приобрело духовно-нравственную поддержку для жизни в инокультурной среде.

Работы принимались с марта по август. Согласно условиям, участниками конкурса могли быть дети и подростки с семи до восемнадцати лет, проживающие как в России, так и за ее пределами. Их сочинения должны были быть посвящены выдающимся личностям отечественной истории, внесшим значительный вклад в создание и укрепление Российской державы, в ее духовное, культурное и интеллектуальное развитие. Героями сочинений могли стать не только известные политические деятели, полководцы, писатели, композиторы, ученые, но и родственники, знакомые, земляки участников конкурса, возможно, незаслуженно забытые.

Выбирая конкретный исторический персонаж, участник конкурса в своем сочинении должен был постараться объяснить, чем герой привлек его внимание, какие черты характера, поступки героя свидетельствуют о его верности идеалам любви, жертвенности, отваги, гражданского долга, чести и достоинства и могут быть достойными примерами для подражания.

Конкурс был представлен и в Интернете — специально для него создали информационный портал www.faceofrussia.ru, где размещались условия конкурса, некоторые работы и читательские отзывы на них.

1 сентября 2010 года были подведены предварительные итоги конкурса. Из тысяч работ финальное Жюри выбрало 30 лауреатов, из числа которых к 14 сентября были отобраны девять победителей. 4 ноября 2010 года на торжественном мероприятии, приуроченном ко Дню народного единства и согласия, победителям конкурса, специально для этого приглашенным в Москву, будут вручены дипломы и ценные подарки.

Наш журнал не остался в стороне от этой важной культурно-педагогической инициативы. В октябрьском номере «Фомы» мы решили опубликовать одну из лучших, на наш взгляд, работ конкурса.

Даниил Плотников, 4-й класс, Пермский край, Большесосновский район, село Петропавловск

Пусть живут о нем память и доброе слово



Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский

Меня зовут Плотников Даниил. Я живу в Пермском крае, в Большесосновском районе, в селе Петропавловск. Мне 9 лет. Мне нравится русский язык, поэтому я участвую в разных конкурсах и играх. Со второго класса участвую в игре «Русский медвежонок». Участвовал в большой библиотечной игре «Буккроссинг», получил за это подарок. К юбилею Победы мое сочинение было напечатано в районной газете «Светлый путь». Я писал о своем прапрадедушке Андрее. Он погиб под Сталинградом в 1942 году. А еще о дедушке Пете. Он пришел с Великой Отечественной войны без ноги и всю жизнь мучился. Теперь его тоже нет. В апреле в городе Перми я защищал свою исследовательскую работу о рыбе карп. Его разводят в прудах нашего района. За участие я получил краевой сертификат, а работу отдал в краеведческий музей. В конце учебного года я узнал о литературном конкурсе «Лицо России». Мне захотелось в нем участвовать.

На свете очень много разных людей. Кого-то знают, а многих не знают. Каждый имеет свое лицо. У каждого свой неповторимый облик. Когда люди жили, их знали. Но время проходит, и этих людей забывают. Наверное, много было таких людей, которых должны мы знать и о них помнить. Моя прабабушка Анна живет в городе Перми. Ей сейчас 80 лет. С бабушкой я к ней езжу каждое лето, хожу там с ней в церковь Петра и Павла. Прабабушка рассказывает мне много интересного. В нашем селе церковь не работает. Стоят только стены, а на крыше растут березки. Однажды мы с прабабушкой шли по городу с крестным ходом. Мы тогда провожали тетю Галю. Она шла до Белогорского монастыря. От Перми почти 100 километров. Я увидел на одной улице большой деревянный крест и спросил, зачем он тут. Прабабушка мне сказала, что он как памятник о злодеянии, которое тут совершили. Я узнал от нее, кого здесь убили, за что, кто этот человек был. Почему тут, а не по другой улице идет крестный ход, делает здесь остановку. Тогда еще на этом месте не было города. Здесь был густой лес. В июне 1918 года тут живым закопали Андроника. Он был епископ Пермский и Соликамский. Я захотел больше узнать об этом человеке.

ЛИЦО РОССИИ

Раньше я думал, что люди из церковного мира какие-то необычные, другие. Сам не знал, чем необычные? От прабабушки я узнал, что религиозные люди успокаивают, когда кому-то плохо, даже если им самим плохо. Вселяют веру в тех, кто слабый, неуверенный. Такие люди все делают по Божьим законам, мирно. Они против всякого насилия и вражды. Если будет больше таких людей, будет меньше ссор. По Божьим законам должно быть больше добра друг другу, чтобы все жили мирно. Весь народ. Этого хотел и Андроник. О нем я раньше ни от кого не слышал, в библиотеке книг не видел, в учебниках ничего нет. Мама с папой ни о жизни, ни о смерти его тоже не знали. А я думаю, что о нем надо знать. Мне так сказала прабабушка.

Его звали Владимир Александрович Никольский. Он родился 1 августа 1870 года. Учился в Ярославской семинарии, а потом в Московской духовной академии. Учился он очень старательно и сильно уставал за учебный год. Когда были летние каникулы, он приезжал к отцу и помогал ему во всем. Он косил, убирал сено, боронил. А вставать приходилось очень рано, ложиться поздно. Но всякая работа ему нравилась. Так он отдыхал от учебы. Когда академию закончил, был очень грамотным. Его назначали на разные работы. Он был помощником инспектора духовной семинарии, потом был преподавателем, потом инспектором семинарии. Андроник хотел, чтобы после семинарии все были хорошие, трудолюбивые люди. Это будут епископы. Им надо работать с народом. Он изучал даже японский язык, потому что в Японии работал больше года, в русской церкви. Когда он туда поехал, он ехал через Сибирь, а этот Сибирский тракт идет через Пермь. И по нашему району идет эта дорога тоже. 24 января 1907 года Андроник в Перми был первый раз. Бабушка говорила, что это было время революции 1905–1907 годов. Было время смуты, беспорядков. В Перми тоже были беспорядки. Андроник здесь жил целую неделю, а 30 января поехал дальше, в Японию. Всю неделю он постоянно делал богослужение. Он говорил людям, чтобы они верили, что все будет хорошо. Когда приехал из Японии, с июля 1907 года снова служил в России. Он за свою страну очень переживал, потому что русская земля страдала. Многие люди хотели убрать царя, а сами не знали, как без него будет, кто будет потом главным. В России тогда была газета «Колокол». Андроник в нескольких таких газетах пишет свою работу «Русский гражданский строй». Он хотел, чтобы все прочитали эти газеты. Там он просит людей быть всем вместе и помогать царю навести порядок везде и устроить мир. 19 июля 1914 года в России началась Первая мировая война с немцами. С 30 июля Андроника назначают епископом Пермским и Соликамским. В Перми он будет служить до самой смерти.

Он был среднего роста, худощавый, волосы темно-русые, а борода немножко седая. У него глаза были зоркие и внимательные. Походка была быстрая. Все свои деньги владыка отдавал на помощь беднякам. Одевался он просто, дорогую одежду не носил. У него было много орденов, но он их никогда не надевал. Он был скромным. В карете никогда не ездил. Лошадей отдал другим священникам, чтобы ездили по разным нужным делам. Когда Андроник посещал монастыри, то он всегда обедал со всеми за одним столом.

Во время войны погибло много людей. Было много горя, много больных и раненых. Их негде было размещать и лечить. Андроник старался, чтобы церковь тоже как-нибудь помогала. Он советуется с духовенством, как помочь раненым и больным людям. Он собирает в Перми Епархиальный попечительский совет, который будет заботиться о раненных на войне и их семьях. Чтобы решать, как им помогать. Решили каждый месяц, пока идет война, отчислять от всех священников по три рубля, от дьяконов по два рубля, от псаломщиков по одному рублю. На эти деньги можно будет устроить лазареты для раненых воинов. Так назывались раньше больницы и госпитали. 29 августа 1914 года владыка Андроник предложил провести День милосердия. В этот день по всему городу проводился кружечный сбор денег на больных и раненых воинов. Кто сколько мог дать, столько и давал. Собрали около пяти тысяч. Это тогда было много. Решили опять такие дни провести на следующий год 14 мая и снова 29 августа. Денег собрали много. Они очень помогли. Люди понимали, что война — это горе у всех, всем было тяжело, поэтому и давали деньги. Лазареты размещать было негде, а раненых было много. Их привозили в Пермь на поезде, прямо с фронта. Тогда в сентябре Андроник решил отдать для раненых классы в Пермской семинарии. Всего отдал девять классов. Там можно было лечить 150 человек. А еще кухню и столовую, чтобы кормить. Духовное училище отдало спальные помещения тоже на 150 человек. В Епархиальном женском училище два этажа тоже переделали в лазарет. Там уместились 250 человек. Ученики из семинарии тоже помогали раненым. Они их от поезда несли на носилках. Они жалели их, видели раны, слышали, как они стонут. Некоторые семинаристы записались на войну по своему желанию, а восемь человек с разрешения родителей уехали поступать в военное училище.

Вот какую большую работу и пользу сделал Андроник в Перми, а ведь приехал сюда только в конце июля. Всего за два месяца. Он всегда видел, кому трудно и плохо, кому нужна помощь. Кто не может сам справиться с горем. А ведь Андроник не за награду это делал и не чтобы прославиться. Он совсем не думал о том, что его за это похвалят. Он помогал Родине, потому что была война. Он помогал людям, чтобы они меньше страдали. В июне 1915 года Андроник побывал в городах Оханске и Осе, знакомился с людьми, спрашивал, как они живут. Вскоре он посетил село Елово. Там была Фаворская Спасо-Преображенская мужская пустынь. Это как монастырь.

В село Елово живет сестра моей бабушки тетя Галя. Я там бывал несколько раз. Мы поднимались на гору Фавор. Это очень высокая и крутая гора с густым лесом. Первый раз я там был пять лет назад. Мы поднимались по тропе, держались за ветки, а земля осыпалась. Идти было трудно и долго. Теперь там сделаны деревянные ступеньки и железные поручни. Посредине пути есть беседка. Там мы отдыхали на скамейке. На самой вершине горы развалины из кирпича, стоят обломки стены. Даже видно, что стены белили. Это от того монастыря только и осталось. Теперь там стоит большой деревянный крест. Тоже как памятник о злодействе людей, которые всё сломали. Я удивляюсь, как раньше без всяких машин и подъемных кранов люди могли поднять всё на такую высоту и построить? А откуда вода на такой высоте? Около креста широкая площадка. Ровное место. Вокруг березы и ели. Поют птицы. Тихо. Никто нигде не ездит. Вот бы хорошо было, чтобы тут рос не бурьян и крапива, а цветы. Чтобы были скамейки, песочные дорожки. Чтобы была, как у нас на святом ключике, маленькая часовня. А в ней бы можно было где-то прочитать, что тут было раньше, кто сюда приезжал летом 1915 года, кто строил, кто и когда разрушил все это. Ведь это память и история. Где об этом прочитаешь? Хорошо, что я там был и видел хотя бы место. Хорошо, что моя прабабушка и бабушка это знают, тоже тут были не один раз. Тетя Галя живет в Елово и там часто бывает с другими людьми. На обломке стены укрепили икону, а еще ставят свечи и молятся и оставляют монетки. В церковной библиотеке мне дали книгу «Как должно жить и действовать русским людям». Написал ее архиепископ Андроник. Еще мне прабабушка дала тоненькую книжечку о жизни этого человека. Из них я много узнал и о Фаворе там прочитал.

Епископ Андроник очень любил свое Отечество и всегда о нем думал. В 1915 году он ездит по всей губернии, заботится об уборке урожая. Народу-то в деревнях меньше стало. Война кого искалечила, кого убили. А весной 1916 года он думает, как все в поле вовремя сделать, успеть посеять. Чтобы засеять все поля, чтобы они не пустовали, чтобы хлеба было больше, чтобы поля не зарастали. Вот почему он об этом беспокоился? Ведь это не его дело. Я думаю, он сильно за все переживал и считал, что за все в ответе, потому что его в этот край послали. Сколько ему надо было знать и уметь самому, чтобы подсказать, научить, посоветовать. Его в детстве отец приучил работать, поэтому он много умел. Андроник посещает лазареты, разговаривает с ранеными солдатами. Он спрашивает у них, как их лечат, чем кормят. Он был везде. Не уставал и не жаловался на трудности. Всем было тогда трудно, ему тоже. Но он говорил, чтобы люди верили, что все пройдет.

Наступил 1917 год. Тогда была снова революция. Она принесла много бед, творились разные беззакония, убивали людей просто так. Царя не стало, главными стали большевики. Они хотели править страной по-своему. Они все грабили, монастыри и церкви ломали. Храмы закрылись, семинария тоже не работала. А в епархиальном училище сделали танцевальный зал. Кто в это время хотел танцевать? Андроник говорит: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши расправы. Предлагаю раскаяться в своем грехе». Но его никто не слушает. Он выступает на заводе, умоляет рабочих прекратить вражду. Он говорит, что надо быть всем вместе, спасать Родину. Нельзя проливать кровь, надо мирно решать дела. Все, кто работали в церквях, стали протестовать против беспорядков. Эти беспорядки делала новая власть, а не царь. Их за это арестовывали и убивали, даже в ледяной Каме топили живых.

ЛИЦО РОССИИ

В июне 1918 года архиерея Андроника тоже арестовали. Его вывезли на лошадях за город в лес, дали ему лопату. Под большими елями заставили самому себе копать могилу. Он выкопал. Его заставили там лечь. Он лег, но могила была короткая. Он еще рыл. Потом его заставили, чтобы он помирился с большевиками. Андроник ответил, что этого делать не будет. Он сказал, что с ними вместе быть нельзя, потому что они воюют со своим русским народом, всё губят и рушат. Тогда его забросали землей живого. Там умер Андроник. Он был настоящим патриотом, настоящим сыном родной земли. Он был очень смелым, не боялся врагам говорить правду, хоть и знал, что его сейчас убьют.

Владимиру Александровичу Никольскому было только 48 лет. Он очень любил жизнь и землю. Он любил свое Отечество и русских людей. Он в них верил. Он был тоже русским человеком. Однажды архиепископ сказал: «Живите смирно под нашею Державою Двуглавого Орла, наслаждаясь всеми благами властного его подъема и парения над всенародным великим и высоким достоянием». Эти слова из книги я понимаю так. Россия сильная, как орел, страна. Она, как орел, поднимается высоко. Это значит, что она будет богатой, известной. Ее все увидят, а она будет гордиться всем, что сделал народ. Он верил в свое Отечество. Русские люди сильные, смелые и непобедимые. Мне очень жаль этого человека. Он сделал много хорошего для людей, жалел их, помогал и умер за них. Умер от своих же русских людей. Его никто не пожалел и не защитил.

Я горжусь, что живу в этом красивом Пермском крае и люблю его. Эту землю любил и Андроник. Он заботился здесь о людях, о всех раненых и бедных. Я был у кафедрального собора в Перми. Там в 1914–1918 годах служил святитель Андроник. Я был на Фаворе в Елово, проезжал с папой по городу Осе, был с прабабушкой на месте казни этого человека.

Когда я вырасту, я побываю в больших библиотеках и узнаю из книг о других людях русской земли, которые много делали, но о них теперь не помнят и не говорят.

Об Андронике я буду помнить. Он делал добро всем.

Рисунки Наталии Кондратовой

0
0
Сохранить
Поделиться: