ЛЕГОЙДА Владимир

Владимир Романович Легойда — церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата (первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост).

Родился 8 августа 1973 г. в городе Кустанай (Казахстан).
В 1990 г. — окончил Кустанайскую среднюю школу № 10 с золотой медалью.
В 1996 г. — окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, факультет международной информации.
В 2000 г. — защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук.
В 2005 г. — ВАК присвоено ученое звание доцента.

Образовательная деятельность

С 1996 по 2007 гг. — преподаватель, затем старший преподаватель и доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России.
С 2013 г. — профессор той же кафедры.
С 2007 по 2009 гг. — заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России.
С 2009 г. — профессор той же кафедры.
С 2011 г. — член Ученого совета гимназии Святителя Василия Великого.

Церковная деятельность

С 2009 г. — председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.
С 2009 г. — член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.
С 2010 г. — председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
С 2010 г. — член Патриаршего Совета по культуре.
С 2011 г. — секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
С 2011 г. — член Патриаршего Совета по вопросам семьи и защиты материнства.
С 2015 г. — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Культурно-просветительская деятельность

С 1998 г. — член судейской коллегии Всероссийской гуманитарной телевизионной Олимпиады «Умники и умницы».
С 2004 г. — председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр».
С 2006 г. — член редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Общественная деятельность

С 2005 г. — член Попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.
С 2006 по 2008 гг. — член Общественного экспертного совета при комиссии Московской Городской Думе по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
С 2007 по 2009 гг. — председатель комиссии по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа.
С 2009 г. — член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.
С 2009 г. — член Общественного Совета при Министерстве юстиции РФ.
С 2009 по 2012 гг. — член Общественной палаты РФ (Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации).
С 2010 по 2012 гг. — член Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.
С 2011 г. — член Попечительского Совета Лиги безопасного интернета.
С 2012 г. —член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
С 2012 г. — член Совета по Общественному телевидению.
С 2013 г. — член Попечительского Совета радио «Спорт».
С 2016 г. — член президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями.

Награды

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).
  • Золотой крест апостола Павла III степени (Элладская Православная Церковь).
  • Почетный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского (Императорское Православное Палестинское Общество).

Семейное положение

Женат, воспитывает двух дочерей и сына.

Автор книг

  • Декларация зависимости. — М.: Никея, 2011. — 192 с.
  • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Фома-Центр, Дар, 2007. — 384 с. (1-е изд. — М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. — М.: Фома-Центр, 2006).

Автор многочисленных научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы.

Основные публикации и интервью:

  • О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. 1998 г., № 3.
  • Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. 1998 г.
  • «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 1999 г., № 4.
  • «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. 1999 г., № 6.
  • Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. //Альфа и Омега, 2000 г., № 1, 2, 4.
  • Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время, 2006 г., № 35.
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега, 2009, № 54 (1).
  • Новое о правах человека. // Альфа и Омега, 2009 г., № 55 (2).
  • Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома, июнь 2008 г.
  • Что было, что есть. //Альфа и Омега, 2010 г., № 1 (57).
  • Победить страх. Взрывы в московском метро — год спустя. // Российская газета, 29 марта 2011 г.
  • Фрейду не снилось. // Известия, 14 апреля 2011 г.
  • ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия, 13 июня 2012 г.
  • Мир утопий, или ещё раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru, 8 октября 2012 г.
  • Про детей — без политики и эгоизма. // www.expert.ru, 21 декабря 2012 г.
  • Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты, 11 января 2013 г.
  • Важны люди, а не цифры. // Столичность, 12 февраля 2013 г.
  • Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета, 14 мая 2013 г.

Основные выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник», 6 января 2011 г.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда», 15 февраля 2012 г.
  • т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос», 25 августа 2011 г.
  • т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы», 24 апреля 2012 г.;
  • «Провокаторы 2», 11 сентября 2012 г.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения», 18 ноября 2012 г.
  • т/к «Дождь» // Собчак живьём, 7 февраля 2013 г.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий», 25 июня 2013 г.
  • т/к «Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?», 17 апреля 2013 г.

Официальная страница В. Легойды в Facebook.

Публикации автора (277)

13 марта 2017

Владимир Легойда: О мироточении бюста и чудесах

Если же сбросить «пену дней», то в глубине остается важный вопрос — о чуде. Начнем с главного в любой дискуссии: договоримся о терминах, как учит нас академическая традиция. Что такое чудо? Кто-то скажет: как что? Разве непонятно? Все просто: чудо – это что-то сверхъестественное. Но так ли просто на самом деле?

6 марта 2017

Владимир Легойда: Великий пост – время любви и милосердия

Великий пост — это не только время сугубого воздержания от скоромной пищи, а также от дурных мыслей, слов и поступков. Пост – это еще и время действия. Время дел, без которых мертва вера. Какие это дела? В первую очередь — дела милосердия.

27 февраля 2017

Владимир Легойда: Искусство и свобода

То и дело мы сегодня слышим, что какой-то фильм или постановка задели чьи-то национальные или религиозные чувства. Дискуссии нередко не получается. Руки прочь от свободы художника, говорят одни. Ваша свобода не может оскорблять наши чувства, говорят другие. Кто же прав? Попробуем разобраться.

13 февраля 2017

Человек без интернета

Несколько лет назад на одной из лекций я начал цитировать студентам пушкинское стихотворение «К морю». Прочитал две первых строчки: «Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной…» — и тут мне отказало чувство педагогического такта. Или самосохранения: я попросил студентов продолжить. Из примерно ста человек не смог никто.

6 февраля 2017

Владимир Легойда: Почему в Церкви все за деньги?

Такой вопрос нередко возникает в различных дискуссиях о православии. Церковь – это же не магазин, не бутик, здесь все должно быть бесплатно. А в нашем случае получается, что “и в Церкви все не так”, как пел когда-то В. С. Высоцкий. Давайте разбираться.

1 февраля 2017

…И ни слова о Христе?

Нет, я не собираюсь делать вид, что ничего не слышал о безусловно неприятных ситуациях, когда искренняя жертва на храм превращается в банальную оплату услуг. Я не считаю, что говорить тут не о чем. Но когда подобные дискуссии о «плате за духовность» начинают становиться одной из самых обсуждаемых тем, то появляется нечто, что должно было бы огорчить и встревожить гораздо сильнее.

30 января 2017

Владимир Легойда: О мироедах

Владимир Легойда — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, главный редактор журнала «Фома» — о выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Государственной Думе.

25 января 2017

Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это?

16 января 2017

Мир на Украине

24 дня шли люди и 24 дня за них молились не только на Украине, но и в Беларуси, России, других странах пастырской ответственности Русской Церкви, а также в братских Поместных Церквах. Крестный ход стал символом надежды. Надежды на мир, на преодоление противоречий на многострадальной украинской земле. Надежды на то, что любовь и вера сильнее ненависти и подозрительности.

9 января 2017

Рождество: Основные смыслы

Тот, Кто являлся непостижимой тайной, Тот, Кого в древнееврейской традиции напрямую не называли, имя Которого только один раз в году мог произносить первосвященник, заходя в святая святых Иерусалимского Храма, становится Человеком и открывает Себя людям.