Мировые потрясения испытывают на прочность не только финансовую сферу. И если у всех нас не хватит сил повести себя достойно в нынешних условиях — ситуация лишь усугубится, а поэтому от того, насколько по-христиански мы отреагируем на происходящее, зависит теперь наше благополучие.

К началу 2009 года стало очевидно: проблемы большого бизнеса ударят и по благотворительности, которая существует на его средства. Недавно на сайте Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы (www.miloserdie.ru) был размещен призыв поддержать деньгами и своим участием наиболее важные проекты: помощь инвалидам, бездомным и пожилым людям в богадельне. «Благотворительность кончилась — милосердие остается» — гласил новый девиз сайта.

Сходная ситуация и в регионах. Туда докатилась пока лишь первая волна кризиса, но и там благотворительные организации сокращают расходы, увольняют своих сотрудников. Правда, путем значительных усилий им удается пока не переносить свои внутренние трудности на подопечных.

— Конечно, стало гораздо труднее, но мы стараемся не сокращать бюджет или сокращать его очень незначительно, — рассказал «Фоме» духовник женского Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга схиигумен Авраам (Рейдман). — Все люди, получавшие обеды в нашей благотворительной столовой (а это около 1 500 человек ежедневно), будут получать их по-прежнему, но несколько изменится меню: если раньше скоромные блюда (мясо, творог и тому подобное) подавались постоянно, кроме среды и пятницы, то теперь будут подаваться реже: один-два дня в неделю. Воспитанницы нашего приюта живут в тех же условиях, что и раньше: это касается и питания, и одежды, и образования. То же можно сказать о гимназии. Благодетели нашего монастыря, несмотря на трудности, несмотря на то, что вынуждены сокращать пожертвования на строительство, считают совершенно невозможным ограничить, а тем более отменить пожертвования на благотворительные проекты.

Увы, несмотря на это, проблемы самих благотворителей остаются непонятыми большинством из нас. Вместо сочувствия предприниматели-благотворители получают в свой адрес очередные порции осуждения и злорадства. Отношение к богатым людям в нашей стране традиционно негативное, и вряд ли кто-то будет утверждать, что возникло оно на пустом месте. Однако его категоричность бьет в том числе и по тем, кто тратит свои средства не на себя, а на помощь другим. И все это в конечном итоге мешает многим из нас адекватно воспринимать ситуацию.

Если судить, не разобравшись, может показаться, что отказ от филантропии продиктован исключительно алчностью самих филантропов. На самом же деле большинство из них стоит сейчас перед невероятно трудной дилеммой: отказаться от социальных проектов — или «утопить» собственный бизнес, а значит, оставить нищими своих работников.

— Вопрос поддержки бейсбольной команды или драматического театра приобретает иную значимость на фоне вопроса об увольнении сотен, а то и тысяч сотрудников, — говорит коммерческий директор компании «Н-транс» Никита Мишин. — Мне кажется, что сейчас в первую очередь надо направлять средства на поддержание работающих людей.

Все звучит логично, но вот только поймут ли это деятели культуры и спорта? Да и всем нам необходимо понять это, иначе все будет еще хуже. Ведь мировой финансовый кризис — в первую очередь кризис доверия. Банки и компании не доверяют друг другу, отчего и возникают проблемы в экономике. Единственное, чем мы можем ответить на это, — верой и доверием: верой в Бога и доверием друг другу. Если вслед за доверием в экономике разрушится доверие между людьми, кризис перекинется и в социальную сферу, где разобщенность людей и слоев возрастет еще больше.

А поэтому в условиях тяжелых потрясений как никогда важно остаться христианином не только на словах, но и на деле, то есть вместо обвинений в адрес бизнесменов попытаться понять их и поддержать их благие начинания.

Возможностей здесь много. Для начала не стоит забывать, что в условиях, когда роль бизнеса в филантропии снижается, растет необходимость участия каждого из нас: деньгами ли, своим ли временем — неважно.

— Личные финансы более устойчивы в период кризиса, чем корпоративные, хотя и здесь объем средств все равно будет сжиматься, — уверен Никита Мишин. — Значит, роль частных людей, жертвующих свои средства, будет расти.

Об этом же напоминает и сайт miloserdie.ru, призывающий москвичей пожертвовать хотя бы сотую часть зарплаты. «Что такое одна сотая? Например, если Ваша зарплата 20 000 рублей — то это 200 рублей. Один поход в кино! Одна чашка кофе в кафе!».

Есть и другие возможности. К примеру, волонтерство, на которое особо полагаются сегодня участники всевозможных благотворительных программ.

— Думаю, кризис еще ударит по нам, — уверенно сообщил «Фоме» священник Сергий Красников из Ростова-на-Дону, чей приход осуществляет целый ряд социальных проектов. — Но мы готовы к этому удару. Тем более что основу нашей деятельности всегда составляли не столько крупные спонсоры, сколько добровольцы из числа наших прихожан.

Если же финансовый кризис будет сопровождаться еще и кризисом волонтерства, то тут пенять на неправедность «миллионеров» будет уже совсем неприлично. Зато если все произойдет наоборот, то благотворительность, быть может, еще и выиграет от кризиса.

В октябре директор российского филиала международной некоммерческой организации CAF, занятой в области эффективной благотворительности, Мария Черток напомнила… о положительных результатах знаменитого дефолта 1998 года.

— Первые серьезные социальные компании появились в нашей стране именно после того кризиса, — сказала она на конференции, посвященной пятнадцатилетию CAF-Россия. — Тогда многие российские компании задумались о том, что деньги нельзя тратить необдуманно, как было прежде. Это и привело к появлению первых серьезных стратегических проектов в сфере филантропии. В данной области произошел качественный скачок.

Десять лет назад сумел перестроиться большой бизнес, а сегодня, видимо, следует перестроиться всем нам. Перестать воспринимать социальные дела как обязанность государства или бизнеса, на которые можно пенять за недостаточную щедрость и эффективность. Понять, наконец, что гражданское общество — это там, где в хороших начинаниях участвуют все, а не только администрация или финансово-промышленная олигархия.

Конечно, и тут мы не застрахованы от больших проблем. Но это, пожалуй, единственный способ попробовать избежать их в современных условиях. По крайней мере если не мы, то никто иной этим не займется. А значит, нужно делать то, чему нас учит Евангелие.

Чем занимаются организации, которые вы поддержали?
Каким образом вы участвовали в благотворительности и помогали нуждающимся в течение прошедшего года? Вы пожертвовали…

*Результаты опроса предоставлены CAF (Британский благотворительный фонд). Опрос проведен в июле 2008 года в городах РФ с населением более 500 тыс. человек. Возраст респондентов: от 18 до 65 лет. — Ред.

Комментарий:

Сергей Габестро, исполнительный директор Фонда Серафима Саровского, Москва

Благое дело без помощи не останется

Условно все благотворительные программы можно разделить на две категории: те, что были созданы с целью получения денег, и те, что создавались для реальной помощи людям. Первые — отсеются, у вторых же — гораздо больше шансов выжить, не остаться без помощи, ведь они реализуются не только за счет денег бизнеса.

Несмотря ни на что российский Фонд Серафима Саровского продолжит финансирование своих благотворительных программ: «Православная инициатива», «Семейный очаг», «Серафимовский учитель».

Российское гражданское общество пока очень слабо развито. К сожалению, большинство инициатив идет сверху вниз, поэтому при изменениях в структурах власти начатые ранее проекты моментально затухают. Основная задача власти, особенно в кризисное время, — поддерживать инициативы, которые идут снизу. Общественные организации, в свою очередь, должны формулировать и доносить до власти свои инициативы.

Пользуясь случаем, мы бы хотели попросить всех православных христиан помочь тем, на что способен любой человек — помолиться о людях, тративших и продолжающих тратить деньги на благотворительность. Долгое время они помогали другим, сегодня и они сами нуждаются в нашей помощи и поддержке. Никакой рекламы, никаких фамилий. Только имена для поминовения:

Сергей, Алексей, Никита, Кирилл, Вячеслав, Георгий, Татьяна, Владимир, Валентина, Владислав.

С огромной благодарностью ко всем, редакция журнала «Фома»

В продолжение темы читайте:

ЧТО БУДЕТ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ?

ПОМОЧЬ - ЭТО СОВСЕМ ПРОСТО

0
0
Сохранить
Поделиться: