КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

Православные классы в светской школе

В городе Балахна Нижегородской области уже два года проходит интересный эксперимент. Государственная школа № 3 ввела у себя православно-ориентированные классы, причем инициатива эта исходила от родителей — людей по большей части не слишком воцерковленных. Так вышло, что именно в Православии они увидели силу, которая поможет им в воспитании детей. Опыт этот интересен и заслуживает пристального внимания.

Православные гимназии в наше время не редкость, но вот когда на одном пространстве, под одной крышей живут и светские классы, и православные — такого не бывает почти никогда. То, что сделала одна из школ Балахны — редкое исключение. Причем, что характерно, не противоречащее светским нормативам образования. Как отмечает начальник управления образования и молодежной политики Балахнинского района Елена Сугакова, «Управление образования Балахнинского района поддерживает создание православно ориентированных классов в муниципальной школе, поскольку в новых федеральных государственных образовательных стандартах одной из базовых ценностей является духовно-нравственное воспитание и обучение детей». К этому можно добавить, что в стране действуют и школы с этнокультурным компонентом (в том числе и православным), и эти школы находятся в государственном подчинении. Правда, и их довольно мало.

Впрочем, опыт Балахны интересен не столько юридическими тонкостями, сколько тем, что родился он в результате сильной мотивации «снизу», то есть по желанию родителей. Учителя и священники лишь подхватили инициативу.
«Хочется, чтобы ребенок вырос добрым, уважал старших, — поясняет медсестра Евгения Семенова, бабушка одного из учеников второго класса балахнинской школы № 3. — Наше общество сейчас катится вниз. Смотришь вокруг и хочешь, чтобы ребенок был лучше, чем то, на что сейчас людей ориентируют, чтобы он знал, где добро, а где зло. Чтобы был критерий».

Примерно так же на этот вопрос отвечают и другие родители: кругом — эгоизм, жестокость, пошлость, хамство, пьянство, и надо защитить от всего этого детей. А каким способом? Дать им не одно лишь образование, но и нравственное воспитание. Люди, конечно, понимают, что детей невозможно полностью оградить от зла, но можно защитить от влияния зла их души, привить им иные ценности, дать им четкий критерий добра и зла.

Это не удивительно, но интересно, что, несмотря, подчас, на собственную нецерковность, такой критерий родители видят именно в Православии. К Церкви они относятся с огромным уважением и уверены, что там дурному не научат.
«Мы давно уже поняли, что школа должна не только учить, но и воспитывать, — объясняет свой выбор директор школы Фаина Каткова. — Пытались внедрять различные программы духовно-нравственного воспитания, но особых успехов не было. Поэтому, когда возникла идея сделать на базе нашей школы православно-ориентированные классы, мы с радостью согласились».

«Здесь тот редкий случай, когда инициатива светская встречается с такой же церковной инициативой», — поясняет Балахнинский благочинный, протоиерей Виктор Софронов.


Уроки здоровья — не то же самое, что обычная физкультура. Их цель — снять у младших школьников усталость и напряжение, возникающие в течение учебного дня, а кроме того — развивать внимание, память. Занятия эти проводятся в виде игр.

Пока опыт Балахны можно назвать весьма успешным. Помимо обычных предметов, в православно ориентированных классах во второй половине дня проводятся занятия по основам православной культуры, хоровому пению, рукоделию, гимнастике. Достаточно немного пообщаться с детьми, как сразу понимаешь — усилия по воспитанию дают о себе знать. Второклассники из православно ориентированных классов в отличии от своих сверстников, растущих здесь же, мечтают стать не бизнесменами и начальниками, а врачами и пожарными. В конфликтах (а в любом детском коллективе они неизбежны) дети пытаются следовать христианским заповедям, просят в молитве помощи у Бога — причем не с подачи взрослых, а самостоятельно.

Однако как бы ни был хорош частный случай, неизбежен вопрос: а не является ли он счастливым исключением, лишь подтверждающим правило? Ведь в наши дни нередко общество стремится возложить на Церковь решение вполне земных проблем (учить, лечить, защищать), при этом зачастую глядя на нее сквозь розовые очки и переоценивая ее возможности.

Наверное, подводить итоги пока еще рано, и за судьбой балахнинской школы стоит внимательно понаблюдать в будущем, как за судьбой любого интересного и действительно важного эксперимента. Но что можно сказать точно: каким бы ни был результат, выводы из него должны сделать не только педагоги, но и те православные христиане, которые пытаются сегодня миссионерствовать и служить делу Церкви.


Подготовка к первому классу начинается с детского сада — в специальной группе, занятия в которой проходят по выходным. Здесь дети не только учатся читать и считать, но и привыкают к самой форме школьных занятий, то есть к ответам на уроках, коллективной работе, и так далее. Занятия, разумеется, проходят в игровой форме, с учетом особенностей психологии детей шести-семи лет. Ведет эту группу опытный учитель Антонина Николаевна Демидова — выпустив 4-й класс, она станет учителем и классным руководителем православно-ориентированного первого класса, то есть будет учить этих же ребятишек из сводной подготовительной группы.


— А что такое «народ»? — спрашивает учительница.
— Народ — это много людей… — первоклассники энергично тянут руки. — Народ — это толпа…
— Нет, ребята! Народ — это люди, у которых общие заботы и общая цель… — и далее рассказывает о Кузьме Минине и князе Пожарском. Дети слушают с интересом — еще бы, ведь Минин их земляк, тоже из Балахны!


Духовник православно-ориентированных классов отец Михаил Голик авторитетен для ребят не только в богословских вопросах — он и в модульных конструкторах неплохо разбирается. А на вопрос, не получат ли дети из православных классов слишком «тепличного» воспитания, отвечает так: «Выпускник православной школы, выходя во взрослую жизнь, прекрасно понимает, с чем может столкнуться, но внутри у него уже сформирован нравственный стержень, он знает, что по-настоящему ценно и значимо, а что — фальшивка и дешевка. Поэтому он с гораздо меньшей вероятностью попадет в те ловушки, в какие массово попадает современная молодежь».

Фото Виталия Каплана

kaplan20082 КАПЛАН Виталий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Редактор раздела «Культура»
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.