Кострома. Фотопутешествие

Фотограф "Фомы" Владимир Ештокин о Романовых, Сусанине и Лермонте

Костромская область — регион, несправедливо редко посещаемый туристами. В Костроме и области множество прекрасных памятников истории, архитектуры, культуры. Эти места связаны с именами русских писателей, художников, исторических деятелей разных эпох. Достаточно вспомнить Снегурочку Н. А. Островского или художника Саврасова и его знаменитую картину “Грачи прилетели”.

Кострома

В марте этого года отмечается столетие события, коренным образом повлиявшего на ход истории Российского государства: во Пскове последний Российский император Николай II подписал отречение от престола. И незамеченным остается, что примерно в эти же дни, но на четыре столетия раньше, в Костромской губернии совершилось то, что привело к восшествию на российский трон Михаила, первого царя из династии Романовых.

Именно в Костроме, в Ипатьевском монастыре, 14 марта (24 марта по новому стилю) 1613 года при огромном стечении народа, бояр, духовенства архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит благословил молодого Михаила Романова на царство, избранного на царство Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.

Ипатьевский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Ипатьевский монастырь — одна из древнейших достопримечательностей Костромы. Основанный в XIV веке, расположен он в одном из самых живописных уголков города. Это место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли Стрелкой, а с появлением здесь монастыря оно получило название Ипатьевский (Ипацкий) мыс.

Основал монастырь татарский мурза, сбежавший из Золотой Орды и принявший крещение (уже под именем Захария он стал родоначальником рода Годуновых).

Ипатьевский монастырь для современников был и обителью, и Лаврой, и крепостью, и, наконец, колыбелью династии Романовых.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Фото Владимира Ештокина

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия была настоящим форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История монастыря в это время связана с именами великого князя Владимирского Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

Беседка Островского. Фото Владимира Ештокина

В Костроме легко почувствовать дух старого русского города. Например, именно в Костроме находится «та самая» беседка из кинофильма «Жестокий романс» — беседка Островского. Построена она была в середине двадцатого века, а стала — оживив героев Островского — олицетворением века девятнадцатаго. Оттуда открывается вид на Волгу…

 

Домнино

Село Домнино известно в истории как вотчина Ксении Ивановны Шестовой — в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Федоровича, и как малая родина Ивана Сусанина.

Домнино. Памятная доска на стене Успенского храма. Фото Владимира Ештокина

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским Собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу.

Камень в память о подвиге Ивана Сусанина. Фото Владимира Ештокина

Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Федорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Предполагается, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма.

Исуповское болото. Место подвига Ивана Сусанина. Фото Владимира Ештокина

В 1810–1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом, на месте дома инокини Марфы, возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году.

Домнино. Фото Владимира Ештокина

Успенский храм села Домнино был закрыт с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм является подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители.

Священник Успенского храма села Домнино отец Александр с матушкой. Фото Владимира Ештокина

В марте 2004 года в Домнине был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

 

Сусанино

Отправляясь дальше, невозможно проехать мимо Сусанино, примечательного своим Воскресенским храмом. Свое современное название село получило в 1939 году, а прежде оно называлось Молвитино. Удивительно, но Сусанино-Молвитино также некоторым образом связано с царской фамилией: в 1866 году уроженец села О. И. Комиссаров спас Александра II от смерти во время покушения на него Дмитрия Каракозова.

Сусанино. Церковь Воскресения Христова. Фото Владимира Ештокина

В Сусанино лучше всего оказаться ранней весной. Найти церковь Воскресения Христова (сейчас в храме находится музей подвига Ивана Сусанина), обойти её с нужной стороны и посмотреть на церковь чуть-чуть со стороны и сверху. Если повезёт и всё совпадёт, то, возможно, вы увидите все как на знаменитой картине «Грачи прилетели»: белая колокольня и купола вдали, чуть ближе — деревенские крыши, талый снег, лужи, деревья с гнёздами и прилетевшие грачи. Местные жители с охотой расскажут вам, куда пойти и где лучше встать, чтобы увидеть церковь «как на картине». Трижды обойдя вокруг церкви, мы так и не смогли найти именно этот ракурс. Такое ощущение, что художник писал свою картину откуда-то сверху — или были установлены леса, или здесь был какой-то холм, следов которого обнаружить не удалось…

 

Макарьев

От Костромы до Макарьева, где расположен Макарьево-Унженский монастырь, более 180 км.

Макарьев встретил нас громкой музыкой и большим скоплением народа. Было солнечно и морозно. В городке проходили районные соревнования по бегу в валенках. По этому случаю на центральной площади организовали небольшой рынок и перекрыли движение. Выпив крепкого горячего чаю и поздравив победителей, мы смогли, наконец, попасть в монастырь.

Макарьев. Соревнования по бегу в валенках. Фото Владимира Ештокина

Макарьево-Унженский монастырь основан преподобным Макарием, известным на Руси как Макарий Желтоводский, Макарий Унженский. В конце лета 1439 года, в возрасте 90 лет, прибыл он на берега реки Унжи и организовал здесь тихую обитель…

Макарьевский монастырь представляет собой величественный комплекс из пяти храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. И в одном из них — Макарьевском — почивают ныне мощи преподобного Макария. Можно отметить, что из семи святых Костромской земли, мощи которых почивают под спудом, они единственные, открытые для всеобщего поклонения. Со всей России паломники приходят сюда за исцелением.

Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Существует предположение, что именно этот монастырь спас жизнь Михаилу Фёдоровичу Романову, когда тот за несколько месяцев до венчания на царство приехал сюда к преподобному Макарию, чтобы вместе с матерью своей инокиней Марфой помолиться у раки преподобного. И как раз в момент той молитвы единственного претендента на Российский престол разыскивали и хотели убить поляки и литовцы, которых, как нам известно, крестьянин Иван Сусанин увёл от этого места ценой своей жизни…

Рака с мощами преподобного Макария Унженского. Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Осенью 1619 года Михаил Федорович вместе с матерью инокиней Марфой совершил паломничество по Костромской епархии. То было паломничество по «особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена».

Макарьево-Унженский монастырь. В Троицком соборе ведутся восстановительные работы. Фото Владимира Ештокина

В 1919 году монастырь был упразднен, братия изгнана. В 1926 году закрыли надвратную Никольскую церковь — первый из монастырских храмов, а в декабре 1929 года были закрыты остальные храмы монастыря. Мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в местный краеведческий музей, а в самой обители разместились машинно-тракторная станция и зернохранилище. В 30-х годах была разобрана монастырская ограда. В 1970 году в монастыре были начаты реставрационные работы, впрочем, не очень успешные.

В 1993 году монастырь возвращен Церкви. В 1994 г. освящается Макарьевский храм, а год спустя возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария.

 

Галич

В ста пятидесяти километрах севернее Костромы расположен древний город Галич. Основанный, по преданию, Юрием Долгоруким, город этот одно время соперничал с Москвой…

Недалеко от Галича, на горе Краснице, находится Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь, который возник во второй половине XIV века и первоначально именовался Никольским. Изначально обитель была деревянной, но в XVII веке на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже — «теплый» (зимний) Троицкий храм, оба будто излучающие силу, благородство и чистоту.

Фото Владимира Ештокина

Особую известность монастырю принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Сведений о происхождении и жизни святого до его прихода в Галич не сохранили даже древние списки жития преподобного. Но чудеса, связанные с ним, происходят и по сей день.

Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь. Фото Владимира Ештокина

При исследовании покоившихся под спудом и не подвергавшихся в ХХ веке вскрытию святых мощей преподобного Паисия обнаружилось, что они сохранились не в теле и не в виде костных останков, а как отпечаток на грунте – с ясными очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные останки отсутствовали, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья). Как указывалось в отчете археологической экспедиции, «естественнонаучного объяснения происхождению данного отпечатка найти практически невозможно, элемент чуда несомненен».

 

Чухлома

В пятидесяти километрах к северу от Галича расположена Чухлома, до сих пор сохранившая неповторимый аромат небольшого провинциального городка и великие тайны истории. Точное время и место основания неизвестны, есть свидетельства того, что город существовал в X веке, но не на южном, а на северном берегу Чухломского озера (там, где позднее был основан Авраамиев Городецкий монастырь, прямо напротив нынешнего города). Годом основания Чухломы на южном берегу считается 1381 год — год первого упоминания Чухломы в летописях.

Чухломское озеро. Фото Владимира Ештокина

Авраамиев Покровский Городецкий мужской монастырь расположился на берегу Чухломского озера в селе Ножкино. Монастырь был основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского. Еще при жизни Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь. Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, строительство которого завершилось лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия.

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина

В 1867 году на месте Ильинского придела Покровского храма был построен новый собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» по проекту архитектора К. А. Тона. Позже монастырь еще достраивался и благоукрашался: была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве, была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия, на средства чухломских крестьян-отходников была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени. Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря.

В середине 20-х годов прошлого века в монастыре был размещен детский дом. Монастырь был закрыт, а братия расстреляна. После закрытия имущество монастыря было передано детскому дому, какая-то часть передана местным крестьянам. В 1930-е годы в храмах монастыря разместилось зернохранилище, позднее — машинно-тракторная станция. В конце 1950-х годов в монашеских кельях разместились классы сельской школы.

С 1991 года, после многих лет разрушения и запустения в советские годы, в монастыре начались восстановительные работы: был восстановлен Никольский надвратный храм, найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием, установлен и освящен крест на колокольне, отреставрирован собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина

В 1997 году на территории монастыря была возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (в православии Юрия) Лермонта, похороненного на территории монастыря.

 

Благодарим Костромскую митрополию за организацию поездки

Читайте также:

Как отдать «Жизнь за царя»

 

 

ЕШТОКИН Владимир
рубрика: Авторы » Е »
фотограф
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (12 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Александр
    Март 17, 2017 14:45

    Благодарим! Отличные фото, замечательный текст!

  • Ирина
    Март 26, 2017 11:28

    Спасибо! Очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.