Корсаков

У восхода России

Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от  важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. Впереди лето, пора отпусков, а значит, самое время узнать эти города в лицо. «Фома» открывает серию публикаций «Малые города — герои России»

Корсаков — небольшой портовый город с населением чуть больше сорока тысяч человек, расположившийся на побережье живописного залива в южной части острова Сахалин. Чем он интересен? Тем, что это одна из самых дальних гаваней России — у самого ее восхода. Тем, что в Южном округе Сахалина — Корсаковском —  происходили исторически значимые для острова события. Учреждением Корсаковского поста, например, Россия окончательно утвердила свои границы на дальневосточных рубежах в XIX веке.

Korsakov

Корсаков — душа Сахалина. В этом ему повезло. Он расположился на побережье Анивского залива — «встречь солнцу», отсюда Россия встречает рассвет. В самом имени города, а не просто на страницах его истории, навсегда запечатлены имена двух генерал-губернаторов — Н. Н. Муравьева-Амурского и М. С. Корсакова, каждый из которых в свое время управлял обширным Дальневосточным краем, куда входил и Сахалин. Корсакову повезло потому, что в его самой историчес­кой части волею судьбы расположилась монашеская обитель. Будущее Корсакова и развитие возникшей в нем обители тесно взаимосвязаны. В современной геополитической ситуации Корсаков — это стратегический порт, передовой пост и духовный форпост на дальневосточных островах Руси.

Когда-то сахалинский священник Симеон Казанский, о котором упоминает А. П. Чехов в книге «Остров Сахалин», участвуя в закладке храма в Корсаковском посту, произнес слова: «У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть Господь на месте сем…».

wakkanai097_flikr.сom

wakkanai097_flickr.сom

Современный город Корсаков, он же Оодомари и Отомари времен губернаторства Карафуто, он же Корсаковский пост и Муравьевский пост второй половины XIX века, а еще раньше — Кусун-котан селения айнов, земля мохэ, пришедших из низовий Амура во времена королевства Бохай, и прочих неведомых племен — «сусуйцев», «анивцев», «пильтунцев», населявших эту землю в доисторические времена…

Утверждение дальневосточных границ

Именно здесь, на месте будущего Корсакова, впервые столкнулись интересы двух соседних государств — России и Японии. И было это в 1806 году — задолго до печальных для России событий Русско-японской войны. Тогда, 12 октября 1806 года, Николай Хвостов, командующий кораблем «Юнона», в селении Кусун-Котан (нынешний город Корсаков) к стене одного из зданий прибил табличку: «…российский фрегат “Юнона” под начальством флота лейтенанта Хвостова в знак принятия острова Сахалин и жителей оного под Всемилостивейшее покровительство российского императора Александра Первого…». Вместе с тендером «Авось», которым командовал мичман Гавриил Давыдов, «Юнона» продолжила свой рейд по Курилам, вернувшись в Кусун-Котан 26 июня (8 июля) 1807 года.
Свои дальневосточные границы Россия окончательно утвердила основанием Корсаковского поста на Сахалине. А было это так.

В следующий раз русские военные корабли появились в селении Кусун-Котан через 45 лет. 22 сентября (4 октября по новому стилю) 1853 года российский мореплаватель Г. И. Невельской учредил военный сторожевой пост Муравьевский, названный в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Это событие начальник поста майор Н. В. Буссе описывал так: «Матросы выстроились в две шеренги; и я, подняв флаг, встал перед ними. Скомандовав: шапки долой! Невельской приказал спеть молитву. Команда запела молитву “Отче наш”, затем спели “Боже, царя храни”, раздалось русское ура, откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы и айны с удивлением смотрели на нас». Эти слова цитировались и будут цитироваться много раз.

Деятельность адмирала российского и исследователя земель Дальневосточных Г. И. Невельского (1813—1876) способствовала присоединению к России Приамурья и Сахалина. Этим объясняется внимание и интерес к личности выдающегося русского мореплавателя.

Справедливости ради следует отметить, что до середины XIX века Россия официальных границ на Дальнем Востоке не имела. Экспедиции Г. И. Невельского и Н. Н. Муравьева обследовали Сахалин и Амур, а для закрепления этих земель были сформированы Забайкальское и Амурское казачьи войска.

И, несмотря на то, что уже 30 мая 1854 года в связи с началом Крымской войны пост был официально эвакуирован, через пятнадцать лет, 31 июля 1869 года,  он был воссоздан под названием Корсаковский в честь другого восточносибирского генерал-губернатора — М. С. Корсакова.

Основное внимание русской дипломатии тогда было сосредоточено на западных и южных рубежах империи, однако, и о восточных границах забывать было нельзя. Россия открывала для себя дальневосточные земли и утверждала здесь свои права, утрачивала их и возвращала вновь. Только в середине XIX века Россия подписала официальный договор с Китаем о дальневосточных границах. Но с основанием Муравьевского поста, будущего Корсакова, Россия на семь лет раньше возникновения Владивостока утвердила свое право на своих дальневосточных рубежах на Сахалине. В то время Корсаков был важен как незамерзающий порт, в который могли заходить военные и транспортные корабли для дозаправки углем.

Легендарный «Нови́к»

Новикáми звались молодые люди из дворянского сословия, поступившие учиться в высшие морские военные училища Российской империи. «Новиком» был назван новенький крейсер — красивый, элегантный, быстроходный — гордость российского флота, наводивший ужас на врагов Отечества, ставший легендой русской истории вместе со всей командой. Здесь, на рейде Корсаковского поста, 7 августа 1904 года (20 августа по новому стилю) крейсер 2 ранга «Новик» принял свой последний бой с японцами и был затоплен по приказу командира корабля, дабы не быть плененным кораблями японской эскадры, преследовавшей крейсер от берегов Порт-Артура.
«Новик» сумел прорвать блокаду Порт-Артура, смог уйти от погони, сохранил честь и достоинство русского флага, сражаясь и после своей гибели перенесенными командой с корабля на берег орудиями. Тогда команда корабля и жители поста Корсаковский прощались с легендой русского флота. Это печальное событие стало предвестником перемен в их жизни и в жизни их города. О трагедии Порт-Артура корсаковцы узнали из рассказов новиковцев.

Имя в забвении

Через год, 24 июня 1905 года (7 июля по новому стилю), в устье реки Мерея, в селении Пригородное близ Корсаковского поста, высадился японский десант. Япония начала захват Южного Сахалина.
В 1905 году  Южный Сахалин отошел к Японии, и русский город Корсаков был переименован. С этого времени он носил японское название — Оодомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто, который позднее был перенесен в Тоёхару — новую столицу Карафуто. Оодомари переименован японцами в Отомари. До 1945 года сорок лет город в забвении хранил свое истинное имя.

Возвращение

В летописи города Корсакова 25 августа 1945 года является особой датой. В этот день советские войска без боя и кровопролития заняли город Отомари: мэр города, избегая напрасных жертв среди мирного населения, объявил о сдаче города. Этим событием завершилась наступательная операция советских войск по освобождению Южного Сахалина. Корсаков обрел право на свое историческое имя, хотя официальное признание произошло через год. И пускай на Курилах военные действия продолжались до 1 сентября, но именно освобождением Корсакова Россия вернула свое право на Южный Сахалин.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 года Отомари переименован в Корсаков, в честь Михаила Семеновича Корсакова, и русский пост официально получает статус города.

Монашеская обитель в Корсакове

Корсаков — единственное место в России, где на протяжении двух веков в открытом бою встречались два мира, две цивилизации — российская и японская. Примечательно то, что на месте бывшего японского консульства и главного административного центра Карафуто  сегодня находится Свято-Покровский мужской монастырь.

Удивительно, что власти Сахалина намеревались основать монашескую обитель еще 100 лет назад, в 1911 году, при этом особо оговаривая, что она должна находиться в месте, ближайшем к японской границе. В то время предполагалось, что монастырь может быть расположен на 50-й параллели, делившей остров на две части — русскую и японскую. Но тогда этим планам не суждено было сбыться.

Фото игумена Серафима Скрипуна

Фото игумена Серафима Скрипуна

Свято-Покровский мужской монастырь в Корсакове образован 1 апреля 1999 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Он расположен в самой исторически насыщенной части города, которая связана со всеми этапами заселения людьми этого участка побережья залива Анива.

Напротив монастыря, в 500 метрах, находится место основания первого стационарного российского поста на Сахалине — Муравьевского (этот пост — единственный из сахалинских, созданный с участием Г. И. Невельского).
В 1890 году в Корсаковский пост приезжал А. П. Чехов, известны его неоднократные посещения японского консульства, находившегося в со­временных границах монастырской территории.

Монастырь фактически находится напротив места гибели одного из героев обороны Порт-Артура — крейсера 2-го ранга «Новик» на берегу Анивского залива. Рядом с обителью, в шаговой доступности, сохранилось место предполагаемого захоронения моряков с крейсера «Новик», погибших в бою 7 (20) августа 1904 года.

«Трудиться для того, чтобы мир становился лучше»

Эти напутственные слова произнес Предстоятель Русской Православной Церкви при посещении монашеской обители в городе Корсакове в 2010 году: «Любить и излучать добро. Трудиться для того, чтобы мир становился лучше».

Идея масштабного проекта — «Русский исторический центр в городе Корсакове Сахалинской области», сформулированного в 2012 году и представленного руководством монастыря на разные уровни, предполагает участие в нем всех заинтересованных добросовестных партнеров, в том числе муниципальных и региональных органов власти, на рассмотрении которых проект находится.

Заложенные в проекте идеи не просто подтверждают историчность российского присутствия на Сахалине, но в случае его реализации обретают еще и мемориально-художественное архитектурное выражение, а также способствуют патриотическому воспитанию молодежи. Ведь сахалинская земля — единственное место на территории России, где велись боевые действия в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов, а в Корсаковском городском округе впервые в России произведено братское перезахоронение российских воинов на месте боя времен той войны.
Главная идея проекта — не только сама возможность реализовать и продемонстрировать исторически и духовно предопределенную православную составляющую российского освоения острова Сахалин в период с 1850-х по 1905 год, но и ее конкретное архитектурно-монументальное выражение в виде монастырского комплекса.

Первосвятительское благословение

Сегодня монастырь — одно из самых привлекательных мест города, здесь заботливо сохраняют все, что связано с историей места. Обитель постоянно облагораживается.

Монастырь удобно расположился на южном склоне одного из трех мысов, надежно укрывающего его от холодных северных ветров. С территории монастыря просматривается водная гладь Анивского залива, видна акватория порта с его кранами, грузовыми и пассажирскими судами, со всего света прибывающими на остров через его морские врата — порт Корсаков.

9876543

Восходящее солнце окрашивает море удивительными оттенками немыслимой палитры красок — от нежно розового с переливами к золотисто-алому утром до пурпурно-красного, переходящего в багряные тона вечером. Иногда сквозь дымку легких облаков едва просматривается граница, разделяющая бирюзовое море и синее небо. Отсюда начинается утро России. Отсюда Россия встречает рассвет, обращая свой молитвенный взор к Богу. И когда на западных рубежах Отечества Церковь только завершает свой суточный молитвенный круг, здесь он уже вновь начинается: «От восток солнца до запад хвально имя Господне…».

По-особенному тепло отметил значение островной Корсаковской обители в своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при посещении Монастыря в 2010 году. Это был первый в истории острова Сахалин, в истории города Корсакова, в истории Корсаковской обители визит Первоиерарха Русской Православной Церкви. Первосвятительское благословение для обители выразилось и в словах Предстоятеля Русской Церкви: «Свято-Покровская обитель хорошо известна за пределами Сахалина. Это одна из самых восточных обителей нашей Церкви. Здесь, на Дальнем Востоке Руси, особенно осознаешь значение духовных форпостов, каковыми являются храмы Божии. Это не край света. Это наша русская земля. Здесь мы у себя дома. Эту землю нужно не бросать, а обустраивать, и верю, что с помощью Божией так и произойдет, и более и более прекрасной будет становиться жизнь на Сахалине и во всем нашем Отечестве».

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • IntMaps
    Сентябрь 1, 2016 1:40

    Из этой фразы видно, что авторы и члены редакции журнала Фома ни разу сознательно не присутствовали на православном богослужении. Это такие у них методы написать глупость поглупее, а затем пуститься в рассуждения. Чего стоит например заголовок Апостол Фома святой аферист? на Татьянином дне.

    • Владимир Гурболиков
      Сентябрь 1, 2016 9:38

      Игумен Серафим не присутствовал сознательно на православном богослужении?? Давайте все же перестанем утверждать такие странные вещи, а перейдём к сути: что именно в тексте не то? Какая именно фраза Вам кажется неверной, глупой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.