Краткий путеводитель по православной вере М.: ЭКСМО, 2017. — 256 с.

 

«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» — всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.
Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.

Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» формально пошел по очень правильному пути: он все учение о вере и Церкви разделил на 600 вопросов и краткие ответы на них. Эта диалогичная форма, восходящая к Сократу, призвана в процессе обучения к созданию ощущения совместного поиска истины.
Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением святых отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований — говорит о них откровенно и честно.

Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них — таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» — ни прибавить, ни убавить.

Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.

В новом «Катехизисе» не все по­нравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.

Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пре­святой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.
Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.

Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы.
И автор сделал все для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.

Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.

0
0
Сохранить
Поделиться: