КАК ЗАБОТИТЬСЯ О СВОИХ БЛИЗКИХ

Ответы священников на вопросы читателей нашего интернет-сайта

В одном из ответов на вопрос сказано, что борьба идет за душу человека. В такой борьбе человек должен быть готов защититься и сохранить свою душу. Как помочь человеку, который явно проигрывает в этой борьбе? Изменилось не только поведение, все, что было свято, осмеивается и отрицается. Изменился даже облик. Не хочется верить, что это необратимо, страшно потерять любимого человека. Возможно ли ему помочь? Мы оба крещеные. Раньше он охотно ходил в церковь, теперь отзывается о такой возможности с грубой насмешкой. Не могу спокойно видеть, как он идет в пропасть, видя смысл только в том, чтобы все иметь, но ничего при этом не делать, проводить время в бездумном развлечении. Как спасти? Ждать, пока "перерастет" и образумится? Такая позиция мне кажется предательством, я не могу ничего не делать, а что делать, не знаю. Подскажите, Христа ради.

Ольга Ф.

Уважаемая Ольга!

Насколько можно понять из вопроса, речь идет об очень близком человеке для той, кто этот вопрос написал. И действительно, бывают в нашей жизни такие трагические ее промежутки, когда те, кто были с нами совсем рядом, рука об руку — муж или жена, отец или брат, или сестра, или самый дорогой сердцу друг, — вдруг, шаг за шагом начинает отдаляться от церковной правды, от жизни в святом Православии. Что тут можно сделать?

Для начала необходимо трезво понять, что невозможно силком сделать человека благочестивым, что невольник — не богомольник. И поэтому всякого рода насилие, давление, апелляция к некоторому нашему общему церковному прошлому не будет иметь никакой силы, если не сказать более — не будет вызывать в такие периоды у человека отталкивания, еще большей антипатии.

Поэтому, если мы увидели отчетливые, сильные, внешне возобладавшие тенденции к антицерковности или к побеждающей светскости в наших близких, то, во-первых, постараемся усугубить нашу молитву о них. Во-вторых, максимально будем уклоняться от споров, дискуссий, от всего того, что мо жет провоцировать в них все большую меру противостояния и отдаления от Церкви. И, в третьих, с особенным усилием постараемся являть рядом с ними пример доброй христианской жизни — не формальной, не с тем, чтобы сделать хоть что то и назавтра же ждать от них быстрого ответа (вот он изменится, и за моим каким-то малым усилием сразу все вернется на круги своя, станет как было). Нет, нужно приготовиться, что, может быть, вам жить около него с терпением и молиться за него с потом и кровью предстоит долго. Но это единственный путь, которым можно вернуть близкого в ограду Церкви.

Но, на самом деле, путь очень надежный. Могу вам сказать, что я почти не знаю жен или матерей, которые бы вот так с терпением живя и с верой молясь за своих близких, не вернули их рано или поздно (иногда довольно поздно), но вернули в ограду Церкви. Так что самое главное — пусть вера ваша в эти тяжелые дни не оскудеет.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма Святой великомученицы Татианы при Московском государственном университете

Уважаемая Ольга!

Вы правы, не хочется верить, что это необратимо. Конечно же, нельзя предать любимого человека, не предпринять совсем ничего в этой ситуации. Пусть Ваша любовь будет Вам первой — после Самого Бога — помощницей. "Откуда ты знаешь, жена, не спасешь ли ты своего мужа? " — это апостол Павел говорит каждой христианке, которая бьется за душу своего любимого.

Ваша любовь да подскажет Вам самую нужную, самую сердечную, самую крепкую о нем молитву.

Не отчаивайтесь. Помните историю двух детей — Кая и Герды? Это христианская история.

Да умудрит Вас Господь!

Игумен Кирилл (СЕМЕНОВ), старший священник и духовник Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Можно ли в праздничные дни и в воскресенье готовить еду? Ходить в баню? Ездить на общеобразовательные экскурсии? Исполнять по просьбе неверующих родителей их поручения и хозяйственные дела?

Маргарита

Уважаемая Маргарита!

Можно ли в праздничные дни и в воскресенье готовить еду? Ответ дан еще в Новом Завете Спасителем, Который, отвечая упрекавшим Его учеников иудеям, указал на то, что и они в день субботний отрешают, отвязывают осла, занимаются другими необходимыми бытовыми деталями. Ныне есть некоторые толки в иудейской религии, в которой настолько буквально соблюдают понятие покоя субботы, что воздерживаются даже от того, чтобы пройти далее положенного количества шагов.

Но, по милости Божией, христиане чада не Закона уже, но благодати. И в этом смысле в день воскресный мы должны поклоняться Богу в Духе и Истине, а не соблюдением формальных запретов и предписаний. Поэтому, конечно же, не будет ничего греховного матери-христианке, или жене-христианке, вернувшись домой после Божественной Литургии, порадовать своих близких воскресным, праздничным, с особой любовью и теплом ее рук приготовленным обедом.

Но, впрочем, несмысленно будет относить на воскресный день все бытовые обязанности за неделю просто потому, что воскресение у нас воспринимается как выходной. Да нет, не выходной — праздник. Все стирки, уборки, чистки, сверление дырок и тому подобное по возможности нужно с воскресного дня убирать, помня о том, что это день, который мы Богу и ближним должны посвящать в первую очередь.

В баню ходить? Вспоминается мне повествование одной нашей прихожанки, которая ездила в Святую Землю на Страстные дни и в Светлую неделю. И вот там, среди паломников возник вопрос о том, можно ли мыться на Светлой неделе. И прозвучала даже точка зрения, что это нельзя, поскольку благодать Пасхальной ночи будет смыта в результате посещения бани.

Так вот, конечно мы должны помнить, что благодать, она водой не смывается. И, безусловно, лучше, ежели мы были в храме, где много народа, тесно, жарко, потом ехали в потной одежде, добрались до дома — совершив необходимые дела, привели себя в пристойный воскресному, то есть праздничному дню, вид. А не "услаждать" обоняние наших близких всеми теми немощами естества, которые вошли в него после грехопадения.

Ездить на общеобразовательные экскурсии вполне возможно в воскресные и праздничные дни. Но, конечно, не вместо Богослужения, а вместе с Богослужением. Вот чего в воскресение не следует делать, это заниматься чем-то, ну, кроме крайних случаев, — ВМЕСТО Воскресной Литургии.

Исполнять ли по просьбе неверующих родителей их поручения и хозяйственные дела? Да просто необходимо! Более того, совершенно прекрасно было бы православному сыну или дочери, вставши пораньше в воскресенье, приготовить завтрак и оставить его аккуратно накрытым на столе для еще спящих родителей, вынести мусорное ведро, почистить картошки для обеда, после этого с миром отправляться в храм. Может быть, тогда упреки родителей (что ты все в храм, да в храм ходишь, сделал бы что-нибудь для дома) не будут иметь той, хотя бы частичной, основательности.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ

Я православная, мой муж несколько лет назад оставил православную веру и примкнул к т.н. "Церкви полного Евангелия Слово Истины" (совершенно новая секта, появившаяся в нашем селе). Сейчас он запрещает ходить детям в храм и очень часто проводит беседы со мной, указывая на то, что жена должна повиноваться во всём своему мужу, как Господу, а если я этого не делаю, то поступаю противно Евангелию… В сердце я понимаю, что муж не вправе запрещать ходить в православный храм, но хотелось бы знать, есть ли в Св. Писании ответ, как я должна поступать?

Татьяна М.

Татьяна, все сектанты пребывают в счастливой уверенности, что Священное Писание написано прямо для них, и что Самая Истина до них и кроме них никому никогда не была открыта. Это, конечно, результат крайнего невежества. Истина хранится на земле только Церковью, к которой ни одна секта не имеет ни малейшего отношения. Именно Церковью был отобран и сохранен для человечества тот канон Священных Книг, которым по праву пользуемся мы, православные, и которым совершенно незаконно пользуются всякие секты. А в России доморощенные сектанты "толкуют" Священные Книги в Синодальном переводе на русский язык.

Секта, в которую попал Ваш муж, громко именует себя "Церковью полного Евангелия — Слово Истины". Интересно, как бесчисленные секты умудряются делить между собой подобные притязания и на имя Церкви, и на "полноту" Евангелия, и на Саму Истину? Подсчитано, что во всем мире одновременно существует не менее трех с половиной тысяч организаций, каждая из которых оспаривает у остальных право на подобное наименование.

Очень печально, что Ваш муж променял истинную духовную пищу Православия на сектантскую "чечевичную похлебку". Конечно, Вы не сможете запретить ему влиять на детей. Но Вы можете противопоставить ему свое доброе влияние на них — но только бережно, чтобы не отвратить их совсем от Христа. Что же касается стремления Вашего супруга вовлечь Вас в секту — этому Вы обязаны воспротивиться изо всех сил.

А его ссылки на слова Писания: "Жена должна во всем повиноваться своему мужу, как Господу" именно и подтверждают Ваше право хранить свою духовную свободу, ибо муж Ваш теперь вне Церкви, а эти слова обращены к супругам, которые вместе в ней пребывают. Ваш муж общение с Церковью разорвал. А если он "Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17) в духовных вопросах.

В делах веры его притязания на Вас не распространяются, во всем же прочем он остается Вашем мужем и отцом Ваших детей. Молитесь за него с надеждой, что Ваша любовь может помочь ему вернуться к Истине.

Да поможет Вам Господь.

Игумен Кирилл (Семенов)

Как мне преодолеть чувство ревности? И как простить женщину, которая ушла от меня к другому мужчине?

Александр

Преодолевать чувство ревности необходимо, т.к. ревность, подобно гневу или другой страсти, разгорается в человеке, точно огонь, и грозит многими бедами. Ревность всегда возникает на почве гордыни, уязвленного самолюбия, при эгоистическом отношении к другому человеку. Ревность велит смотреть на этого человека как на твою собственность, которая должна принадлежать только тебе, любить только тебя. Иначе на любовь смотрит Церковь — вот что читаем мы в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…" (I Кор. 13, 4-8).

Прощать — это, может быть, самое трудное, но и самое необходимое в человеческих отношениях. Тот, кто способен простить другого, обращает на себя Божие милосердие. Сам Христос Спаситель в молитве Господней заповедал нам молиться о прощении: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…".

Игумен Кирилл (Семенов)

ОТ РЕДАКЦИИ "ФОМА ЦЕНТРА": В ответе духовника, на первый, поверхностный взгляд, отсутствует собственно разъяснение -КАК ЖЕ преодолеть ревность, КАК простить? Тут можно сказать только вот что: подвиг в христианском понимании — это не обязательно какое-то особое, невероятное геройство. Для кого-то подвиг — простить ушедшую жену, для кого-то — самому не поддаться страсти и не предать своих близких… Борьба с собой внутренне переживается иногда очень тяжело, и без обращения к Богу — в домашней и церковной молитве, в Покаянии, Причастии Святых Христовых Тайн — трудно рассчитывать на подлинную нравственную победу. Не смущайтесь, не стыдитесь своей слабости: идите к Богу и ищите помощи в Его Церкви.

31 № 1 (11) 2001
рубрика: Архив » 2001 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.