Как Церковь информирует или должна информировать о своей работе?

Социальные сети – самый эффективный инструмент продвижения информации о Церкви. Во всяком случае, именно такого мнения придерживаются большинство участников социологического опроса, который недавно провел фонд «Серафима Саровского». Кроме того, респонденты считают, что Церковь должна не столько создавать собственный информационный продукт, сколько занимать свою нишу в уже существующих светских СМИ.

Несмотря на то, что «пальму первенства» в деле оповещения населения о церковных проектах, опрошенные отдали социальным сетям, по их мнению, Церковь должна рассказывать о себе на всех информационных площадках: телевизионных, радийных, страницах печатных изданий и интернет-порталов. При этом, информация, считают опрошенные, должна подаваться в виде репортажей, повествующих о конкретных примерах участия Церкви в жизни общества.

 

Ниже приведены цитаты из интервью с различными респондентами из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В соответствии с правилами опроса, публикация имен опрошенных в открытом источнике невозможна, всвязи с чем далее будут указаны лишь их профессии.

 

Представитель СМИ

Мне честно говоря, тяжело представить человека (имеется ввиду среднестатистический человек, а не сильно воцерковленный), который бы специально заходил на сайты Епархии, РПЦ и т.д. Эти сайты не являются первостепенными. Что люди обычно смотрят? Поисковые системы, новостные агрегаторы, развлечения, социальные сети. То есть, если церковь хочет, чтобы информация о ее деятельности доходила до людей, то нужно присутствовать там, где люди. А епархиальные сайты – явно не то место.

Заместитель директора центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Самый эффективный способ – репортажи. Пусть это будут праздники, какие-то паломничества, привоз святынь – это все интересно. Скорее всего, те, которые происходят, а не уже прошли. Потому что возможно мы бы и сами посетили это мероприятие, если бы знали заранее, что оно будет происходить или происходит.

Помощник главы администрации

Православные разделы в светских СМИ — это реальная потребность общества. На сергачевском ТВ создан проект «проверка», который выходит регулярно один раз в месяц, если сначала тему определял корреспондент, то сейчас население само просит поговорить на такую-то тему. Священнослужитель чувствует это, говорит: будем говорить об этом. Это реальность, потребность общества. Как говорили раньше, мы – информационные люди, хотим получить информацию. Нужно разделить население по возрастам. Потому что молодежь, я так предполагаю, это соц. сети, они все там, с телефоном не расстаются. Что касается среднего возраста – то тут гораздо шире возможность, это интернет, но уже площадки другого порядка, защищенные ресурсы, более проверенные, и ТВ. Старшее поколение – для них это печатные СМИ: газеты и т.д. Газет нет – радио. Люди старого поколения этому верят.

Катехизатор

Мы выкладываем информацию в соцсетях. У нас есть специализированные группы: и территория трезвости, например, которая все эти мероприятия описывает с фотографиями и текстами, и мероприятия с инвалидами. У меня в ФБ есть группа такая, в которой я тоже участвую от нашего собора «жизнь в полном свете». Она посвящается работе с инвалидами: мы их вытаскиваем из дома, возим на концерты, спортивные мероприятия, и прочее — социализируем. Они включаются в общественную жизнь, я сам не был на стольких мероприятиях до начала такой работы. Естественно, об этом людям тоже нужно узнавать через все возможные каналы. Людям интересна такая информация, и они приходят тоже с желанием поучаствовать.

Осведомленность общества о работе Русской православной Церкви, в целом, конечно, низкая. Связано это с тем, что информационное пространство, в котором существует современный человек – оно не церковное. И человек сознательно, может быть, в меньшем случае будет переключаться на православный телеканал и смотреть, что там говорят. Но при этом он может включить какой-нибудь светский канал – и там все про пришельцев и «атлантиды» слушать. К сожалению, там бывают такие материалы, притянутые за уши, якобы рассказывая о жизни Церкви, религии, но с червоточинкой. Это смущает население. Их смотрит невоцерковленное население, у них рейтинги высокие.

Но есть и другие примеры. Например, передача митрополита Иллариона «Церковь и мир» — она попадается и на центральных каналах, на нее можно даже случайно наткнуться. Это говорит о том, что присутствие Церкви какое-то все-таки есть. И в наших СМИ голос Церкви было бы интересно услышать. В том числе, и подача информации такая не спорная, не острая, а абсолютно позитивная. Вот сделано то-то. Чтобы никто не мог сказать «попы не в свое дело лезут». Мы в свое дело лезем: это наша страна, наша Церковь, а Церковь – это люди, в первую очередь, это Тело Христово, а мы все его члены. Мы должны показать, что мы занимаемся именно своей деятельностью – вот она, вот мы это сделали, то наша жизнь и ваша жизнь, если вы себя крещенными называете. У нас есть страница в православной сети Елицы – там не очень большая деятельность. Несколько человек зарегистрировались, фотографии выложены, но активной деятельности нет. Есть страничка нашего в прихода на сайте Нижегородской Епархии, но она чисто информационная. Там информация о работе прихода, история его краткая. Такой вот страницы именно в ВК или в ФБ – нет, но и нужды в этом нет. Задачи, которые нам нужно решить в соц.сетях, мы решили, по отдельным направлениям, акциям есть страницы. И опять же тут нужен человек, который будет все это вести. Потому что можно создать сайт-визитку, но интереса к нему вряд ли будет много. А для того, чтобы это развивалось, нужно показывать жизнь: писать статьи, фотографии регулярно новости выкладывать. Это отдельная работа. Собственно поэтому все эти интернет-страницы приятны, потому что они при определенном наборе пользователей приравниваются к СМИ. Но для того, чтобы ему стать раскрученным, нужно туда вложить силы.

Катехизатор

Соц.сети самое эффективное, ничего не переплюнет.

Катехизатор

Соц.сети. Ну а вообще в виде увлекательных репортажей, которые могут быть не только для посвященных, но и которые будут понятны и интересны человеку, который вообще не в теме, так пролистать и сказать: надо же, как бывает. Когда есть ряд таких репортажей, то тогда появляющаяся информация о соц. проектах, о сборах и т.д. она тогда будет эффективна.

Редактор православного СМИ

Я считаю, что воцервовленные люди и участвуют, и информированы, а невоцерковленные – их информирование случайно, попадет им какая-то информация, заинтересует ли их. От этого зависит. Информируются, но не в таком объеме и с другими акцентами. Невоцерковленные знают хуже, так что миссионерская деятельность, благотворительная – бывают проходят мимо. Во-первых, сейчас, если выбирать, что будет эффективно, выстаивается вот так. Сайты епархий, и мы сами – граждане, которые просто говорят о деятельности РПЦ, и кто-то, кто хочет узнать какую-то информацию о деятельности РПЦ, заходит на сайт Патриархии или на сайт, Епархии, которая их интересует.

У тех, кто смотрят телевизор, сегмент православный мал. То, что попадут они на тот момент, когда будет православная новость – маловероятно, и мало, кто смотрит. Печатные СМИ – тоже самое. А вот, если мы хотим узнать, что происходит в городе, области, то мы заходим, также, как и на сайт митрополии, на крупные областные порталы. Там про взаимодействие с властью или какие-то крупные новостные или крупные новостные церковные поводы.

Катехизатор

Знаю, что используем соц.сети. Если проект реализуется в храмах всего благочиния, то да, подключается наша епархиальная газета, сайт митрополии, по возможности…

Редактор журнала

Интернет, в первую очередь. Социальные сети. Телевидение. Радио. Это по мере убывания эффективности я называю. Это светские , в первую очередь, ну и епархиальные , само собой. Но по эффективности светские превосходят.

Руководитель пресс-службы епархии

Думаю, что осведомленность низкая. Но касательно каких проектов. Если говорить, например, о таком проекте: у нас идет деятельность по выведению абортов в системе общего медицинского страхования, то здесь, конечно же, очень высокая, эта проблема задела все общество. Решается на законодательном уровне, церковном и среди простого народа, и интернет весь наполнен, и публикации об этом говорят. А если говорить о сборе пожертвований для нуждающихся на Донбассе, то здесь она достаточно низкая в силу того, что народ не считает это приоритетным направлением Церкви. В интернете можно заметить, что светские направления гуманитарной помощи более развиты, известны. Также это связано с тем, что у Церкви мало орудий подачи голоса своего. Есть несколько газет, и сайты наиболее крупные московской патриархии, и сайты митрополий и, пожалуй, все. Сайты отдельных храмов, на мой взгляд, они не эффективны. В силу того, что люди сейчас ищут объективную и достоверную информацию, а приходские сайты не всегда имеют возможность квалицифицированно обслуживать его. То есть, приходы не могут квалифицированно обслуживать сайт. По моим наблюдениям пресс-службы, у них очень низкий уровень оформления, низкий уровень содержания: теоретического и практического. Обычно на такие сайты заходит малое количество посетителей, но, по моим наблюдениям, не шире круга прихожан, а даже и ниже. Прихожане пользуются сайтами митрополии, епархии.

Редактор новостей сайта митрополии

Кому не нужна эта информация – тот ее не получит. Но телевизор смотрят, газеты читают – так что более-менее может наткнуться на такую информацию, если целенаправленно не ищет.

Редактор светского издания

Если вы спрашиваете о площадках, с которых нужно вещать, — СМИ светские, ТВ, и без каких-то нравоучений что ли, чтобы народ лишний раз не напрягать. Ну это одно из основных правил корпоративной политики.

Редактор светского издания

Православные разделы на сайтах — это не дань моде, а дань времени. У своего времени свой ресурс, никакая это не мода, это так и должно быть. Должны быть и сайты, и все, что угодно. И как правило, именно из таких ресурсов информация гораздо быстрее доходит до общественности. Насколько интересны репортажи православной тематики – это уже зависит от того, как эти репортажи строятся, тут уже зависит от журналистики. И насчет вопроса о зинтересованности: они должны проводить мониторинг по итогам выпуска своих публикаций и делать какие-то выводы.

Куратор волонтерского движения

Мы привлекаем очень много средств: размещаем объявления в СМИ: епархиальных и светских – бывает размещаем анонсы, у нас есть в соц.сетях несколько групп, у нас есть сайт – все это мы используем, используем еженедельные наши собрания волонтерские. Там делаем объявления.   Есть страница в соц.сети у моего направления, где я куратор, есть у Милосердия свой сайт и страница в соц.сети, есть у волонтерского отдела Епархии свой сайт.

Катехизатор

Интернет. Встречи на территории того или иного гос.учрежедния. Посещения ЦСО, управы, женской консультации. Беседы вне храма, скажем так.

 

Редактор портала

Просто по аудитории. Большую аудиторию у нас имеет телевидение, поэтому очевидно, что оно высоко эффективно. А сайты епархий, митрополий и православные печатные СМИ общаются с аудиторий, которая и так об этих проектах знает… Остальное информирование трудно оценивать, потому что новостной портал города или портал города — это зависит от того, насколько он посещаемый. Есть очень посещаемые сайты городские, а есть совершенно где он для галочки. Во всех остальных вопрос в том — насколько широк охват аудитории и насколько качественно сделан сам материал. Опять же, социальные сети — если это материал плохой, то совершенно неэффективны, если материал хороший, то он может иметь большой охват.

 

Редактор журнала

Телевидение, Интернет. Договариваться с телеканалом или с газетой, с Интернет-порталом. Умный и умеющий говорить представитель Церкви, будь то в священном сане, будь то светский представитель Церкви, тематическая передача или статья. Есть проблема, не знаю, допустим, онкология. Онкология среди детей. Чем мы можем, что общество, что Церковь… Но это делать не ради того… Это задача не только Церкви, Церковь может только стимулировать и организовать…Я опять возвращаюсь к началу. Так организовать эту работу, чтобы журналисты приезжали не к шапочному разбору, к отчету руководителя церковного отдела, а к процессу. Вот проводится сбор помощи пострадавшим от наводнения в Крымске. Приглашайте какие-то съемочные группы, чтобы они поснимали здесь, как люди несут эту помощь. И потом как эта помощь везется, в автобусах трясется… Вот Сретенский монастырь, когда собирали помощь в Чечню в свое время. Мы снимали, как здесь собирают помощь, в Сретенском монастыре, как ее грузят в самолет… Да мы, Храм Святой Татианы. Я собирал гуманитарную помощь для Храма св. Михаила в Грозном. Наши прихожане при Храме МГУ, давно еще, в годы второй чеченской войны, мы сняли, сделали репортаж, как люди, молодежь, студенты, несут к Храму эти коробки, вещи, пакуем, снимаем, как мы грузим на телевизионную машину, едем в военный аэродром Чкаловский, и наша съемочная группа от А и до Я сопровождает этот груз. Снимаем уже, как эти коробки мы несем совместно с… Сейчас масса проектов. Помощь матерям-одиночкам, кризисные центры, приюты… Это всё… В основном на сайты Храмов прежде всего люди заходят узнать расписание богослужений. Мне так кажется, так сложилось. А дальше читают уже по большей части прихожане этих же храмов. Татьянинский сайт читает много людей, но все равно мне почему-то кажется, что в основном это сайты Храмов, они существуют, больше востребованы самими прихожанами. При Татьянинском Храме была газета «Татьянин день», вот она в свое время ставила миссионерскую задачу выхода на светскую аудиторию. А просто сайт Храма — это скорее больше такой внутренний ресурс коммуникации для прихожан и их знакомых.

 

Редактор СМИ

 

Сайты епархий, метрополий, благочиний: я здесь могу совершенно точно провести параллель со СМИ. Объясню почему: то есть люди, например даже сидя в каком-нибудь регионе, они всё равно читают на федеральных СМИ. Возможно сейчас это ещё такая привычка что в Москве пишут правду, «из центра». Ну, СМИ — из Москвы. Соответственно они залезут на сайт патриархии, они залезут на сайт метрополии — ну, по большей части. В то же время сайты локальные — храмов, приходов — это таргетируемая штучка такая. То есть самая низовая часть этой цепочки она тоже эффективна достаточно. Потому что их касается, во всяком случае это то, что рядом с ними происходит. И в этом смысле мне кажется «скорее эффективным». Новостные сайты и порталы города — местные — я их поставил вот сюда — «скорее эффективно» именно потому что социальная деятельность Церкви как и вообще деятельность Церкви она должна совершенно точно присутствовать в повестке дня ежедневной — наряду с тем что сказал министр финансов и наряду с тем кто — не знаю — выиграл кубок Дэвиса по теннису. И вот в этом смысле люди — как мы ещё расскажем об этой деятельности людям, которые об этом никогда не знали? Они же не полезут искать. Поэтому новостные сайты и порталы города — здесь я так понимаю имеются ввиду не СМИ — городские, там с форумом, локальные такие с повесткой дня вот городской. Люди заходят и Церковь в этой повестке дня тоже должна быть. Это кстати ровно то — локальные сайты, городские там, да, поселений, может быть даже районы — это история про таргетируемость, то есть то что на соседней улице происходит. Я поставил «высоко эффективны» социальные сети и электронные СМИ ну просто потому что это требование сегодняшнего дня. Информационный поток огромен, он очень быстр, он проносится в основном по соцсетям и электронным СМИ. И в этом смысле это — главный источник информации для людей вообще, обо всём: как о политике, также и о культуре, и о деятельности Церкви тоже. Это главный поток такое, главное течение. Дальше я поставил в «частично эффективно» православные печатные СМИ именно потому что они… их аудитория очень целевая, но маленькая, локальная. То есть они не выходят на людей, которые — я даже не скажу невоцерковлённые, просто в Церковь не ходят и которым неинтересно — аудитория немножко другая. Светские печатные СМИ я поставил «скорее эффективно» — просто в силу того что мне кажется печатные СМИ очень сильно меняются в последнее время и у них нет такой абсолютной вот монополии на информацию, которая была ещё в 80х-90х, и они свою аудиторию теряют. Газета уже не носит такого значения, какое она носила двадцать лет назад. «Высокоэффективно» я поставил телевидению, потому что по-прежнему это СМИ номер один для большой массы населения, и не смотря на вес бардак в СМИ в 90х годах доверие всё равно достаточно высокое. В этом смысле оно естественно высокоэффективное. Раздаточный материал — здесь совершенно точно «малоэффективно» потому что, мне кажется, люди не доверяют. «Частично эффективно, частично нет» — радио — в силу скажем так модели потребления: если газету человек читает или электронные СМИ он читает сознательно и когда хочет, то радио он слушает чаще всего в машине или на даче, ковыряясь в грядке и в этот момент ему хочется потреблять скорее какую-то развлекушечку, либо то что вот прямо горячие новости «прямо сейчас», а в горячих новостях «прямо сейчас» мало места для служения Церкви.

 

 

Режиссер епархиальной программы

 

Я считаю, что это, конечно, самое эффективное – это присутствие Церкви на телевидении. Потому что даже вот у нас есть какие-то нетрадиционные, там, скажем, религиозные образования и та же… ну, она секта-не секта, она была раньше «Новое поколение», сейчас – «Благодать Божия». Они просто вот не жалеют средств, они выкупают буквально время в эфире и создают… И, в общем, огромное количество аудитории это видит и знает.

 

 

Автор программ на радио

 

Ну я бы всё-таки СМИ наверное назвала, не стала бы тут радио, телевидение как-то выделять, потому что телевидение сейчас тоже такое — своеобразное.

 

 

Редактор СМИ

Это, наверное, сами акции, приглашение журналистов на эти акции, да. Это обязательное участие всех тех, кто задействован, кому помогают, чтобы эти люди рассказали, какую конкретную помощь они получили, тем, кто оказывает эту помощь, чтобы рассказал, как это круто, помогать в чем-либо. Да.

 

 

Редактор СМИ

 

Как и во всякой журналистской работе, должно быть все очень остро и доведено до крайности. Это посмотрят. Сейчас, когда вялость – общая характеристика православной информации нашей, нужны вещи такие, крайние. Например: человек остался жив или сохранил ребенка, там, я не знаю, или там, еще раз остался жив, там, бросил наркотики, или нашел себе счастья в жизни – благодаря конкретной социальной помощи священника. Нужны очень резкие, просто контрастирующие примеры. Вот, на фоне всей этой жизни – индивидуалистической и равнодушной, вдруг мы показываем примеры, когда человек просто приобретает вторую жизнь. Либо дарит кому-то жизнь. Вот только потому, что ему повезло встретиться либо со священником, либо на него нашло что-то в церкви. Вот, информация должна нас приближать к чуду. Сейчас вот именно такая ситуация, когда у нас там, миллионы «фом неверующих» — вот сейчас нужна информация как чудо. О! Здесь чудо, здесь чудо, здесь чудо! Чудес-то правда много. Поэтому информация о чуде – это то, что… то, что сейчас надо.

 

В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»»

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.