КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ С замиранием сердца жду, когда в наших СМИ начнут обсуждать вопрос о нарушении прав зарубежных стран в отечественных школах: количество часов, отведенных на преподавание русской литературы, значительно превышает количество часов, уделяемых литературе немецкой, не говоря уже об итальянской или арабской, которой, по-моему, в школьной программе вовсе нет.

Думаете, такого не будет никогда? И я на это надеюсь; правда, надежда моя тает от неутихающих споров вокруг преподавания в школе Основ православной культуры.

О чем, собственно, идет речь?

Зачем преподавать Основы православной культуры? – Затем, что Православие – культурообразующая религия России. Знание вероучительных основ христианства, истории Русской Православной Церкви, памятников русской иконописи, православной литературы и архитектуры – тот minimum minimorum, без которого нельзя понять русскую культуру, а не поняв ее, сложно понять и культуры других стран.

Противоречит ли введение данного предмета конституции России? – Вовсе нет. Речь идет не о “Законе Божием” как о вероучительном, богословско-историческом предмете для воскресных школ, а о культурологической и религиеведческой дисциплине, изучение которой не предполагает пребывания человека в православной вере или его обращения в Православие, не говоря уже о заучивании молитв или об успешной сдаче экзамена только после чтения наизусть тропарей и кондаков двунадесятых праздников. Светский характер дисциплины определяется ее целью и методами, которые в данном случае находятся строго в рамках светской академической науки. Религиеведение и культурология – такие же светские дисциплины, как филология или философия.

Не ущемляются ли права других религий? – Никоим образом, если мы руководствуемся здравым смыслом; если же считаем, что в наших школах и вузах ущемляются права арабской, испанской или французской литературы, то… Без комментариев. Конечно, очень важно, чтобы параллельно изучались еще основы мусульманской, иудейской и буддийской культур (в ряде регионов страны это просто необходимо), но не всё сразу. А то, что начинать следует не с зороастризма, по-моему, очевидно.

Может ли преподавание данного предмета принести вред, какой и кому? – Может, и очень даже запросто, если преподавать будут люди, не понимающие образовательных целей предмета и не владеющие методикой преподавания. Равновредными здесь будут и в одночасье превратившиеся в школьных учителей православные матушки с клироса, и убежденные атеисты старой закалки, живущие представлением о религии как о “роде духовной сивухи”. Вторые могут оказаться даже безобиднее. Первые же способны воспитать новое поколение воинствующих безбожников, если любовь к родной культуре будет прививаться так же, как в советское время нередко учили (по сути заставляли) любить литературу. Со вторыми многие школьники не будут соглашаться хотя бы из чувства юношеского протестного максимализма. Но предмет не будут знать в обоих случаях, осмелюсь утверждать это как преподаватель. Иными словами, кадры по-прежнему решают все. Или почти все.

И последнее. Если местные чиновники от образования смогут использовать разрешение на преподавание Основ как право, а не как обязанность ввести новую дисциплину с завтрашнего дня любой ценой (принуждение здесь невозможно), то никаких опасностей, кроме фантомных, с которыми так любят бороться многие отечественные правозащитники, не предвидится. А вы как считаете?

ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.