Избитые слова о БогеОтветив положительно на вопрос «Есть ли Бог?», человек встает перед новой дилеммой: как следует к Нему относиться, и кто Он для человечества? Начальник? Безразличный наблюдатель? Или далекий от земных проблем архитектор вселенной? В недавно вышедшей в издательстве «Никея» книге греческого архимандрита Нектария (Мулациотиса) сделана еще одна попытка дать на это ответ с позиции христианства. Название говорит само за себя: «Иисус Христос как любовь и возлюбленный».

Согласитесь, звучит немного избито и даже экзальтировано, правда? Но беда, наверное, не в содержании этих слов, а в слишком частом их употреблении. За века христианства Божественная Любовь стала для нас чем-то обыденным, мы все слишком привыкли к парадоксальной мысли о том, что Всесильный Творец за что-то любит нас, волнуется за нас, защищает. Вопрос: за что нас любить — как-то почти никогда не звучит. В основном раздаются претензии, обвинения Бога в том, что Он любит нас недостаточно.

И совсем редко мы задаемся другой проблемой: а способны ли мы сами хоть немного ответить Богу взаимностью? Ведь для большинства из нас Христос не Любовь и не возлюбленный — мы в принципе мало думаем о Нем. Даже для людей, считающих себя православными, Церковь, традиция, святоотеческий опыт, а порой и просто церковная культура — все это заслонило Его. Если вам предлагают «поговорить об Иисусе», картинка перед глазами встает одна и та же: экзальтированные западные проповедники. Неудивительно — ведь православные, как правило, таких предложений у нас почему-то не делают.

Однако архимандрит Нектарий начинает этот разговор, пусть даже в не очень привычных для нашего слуха терминах и категориях категориях.
«Ни один из нас не доверит ключей от дома другому человеку, если не будет любить его всей душой, — пишет он. — Любовь рождает доверие. Однако чтобы полюбить кого-то, надо прежде как-то узнать его, проникнуться к нему уважением, а впоследствии испытать к нему симпатию. Симпатия же превращается в любовь, а любовь порождает доверие к человеку, то есть веру всем его словам и поступкам».

Получается, это и есть — главная цель христианина. Познать Бога не просто так, а чтобы полюбить. А проще говоря, ответить взаимностью. Вот только сделать это механически, при помощи какой-то схемы или ритуала получится вряд ли. Как и в земных отношениях дружба и любовь не терпят шаблонов и фальшивых слов.

Подробнее узнать о книге, прочитать эксклюзивные фрагменты из нее — можно на сайте издательства «Никея».

0
0
Сохранить
Поделиться: