ИГРУШКА КАК ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА

ИГРУШКА КАК ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА Тема игрушки в этом номере нашего журнала не просто дань первому июня — Всемирному дню защиты детей. В обществе все отчетливее ощущается тревога в отношении этого «несерьезного» предмета. И чем плотнее забиты новыми и разнообразными игрушками полки детских магазинов, чем больше масса товара, с которым сталкиваются родители и дети, тем, как это ни парадоксально, острее становятся опасения в отношении «игрушечной» проблемы.

Об этом говорят сейчас психологи и педагоги, юристы и политики. Причем угрозу они видят не только в химическом составе красителей или в качестве материалов, из которых сделаны игрушки, — не менее важно то, что они считают ситуацию угрожающей с точки зрения нравственной.

При этом, когда речь заходит о том, в чем же именно состоит суть проблемы, формулировки начинают расплываться, разговор часто сводится к перечислению наименований: кукла Барби, игрушечные орудия пыток, электронные звери, которые могут довести ребенка до истерики… Чувствуется, что в обществе отсутствует критерий оценки, хороша игрушка или вредна. Между тем у христиан этот критерий есть.

Но прежде чем говорить о нем, нужно назвать причину, по которой проблема обостряется. Она заключается в том, что в странах, которые издревле были христианскими, наступила эра идеологии потребления. Сама эта идеология закладывает в сознание людей не только определенное отношение к игрушке как к покупке, но и целое мировоззрение. И даже к собственным детям люди начинают относиться как к статусной вещи, элементу «потребительского рая»: богатый муж, красавица-жена, шикарный дом, «упакованный» ребенок. Игрушка как часть этого механико-материалистического мира, где все обязано соответствовать стандарту благополучия, непременно должна быть яркой, дорогой, модной. Она одновременно и упаковка, в которую «обернут» ребенок в такой семье, и своеобразная матрица для воспроизведения новой клеточки потребительской тюрьмы.

При внешнем богатстве выбора потребительское общество фактически лишает человека возможности любить и творить, создает систему нового рабства, которую любой человек, верный Христу, не может не отвергнуть. И в отношении ребенка, который, с точки зрения христиан, несет в себе образ Божий, это означает, что мы должны обеспечить ему одну из важнейших возможностей — возможность стать творцом, как заповедал нам Господь.

Возможность стать творцом — это самая яркая часть детства. в каждом ребенке кроются поразительные творческие способности. Помните, как в детстве вы рассматривали узоры на обоях, солнечные блики на кафельном полу и видели в них фантастические картины? Целый волшебный мир там, где взрослые видят лишь пол и стены! Умение видеть и готовность творить, евангельское «Будьте как дети и войдете в Царствие небесное» — это, с точки зрения христианства, главная тайна и счастье детскости.

Чем игрушка в этой системе ценностей должна быть для ребенка? Игрушка — это школа творчества, она в руках ребенка оживает, обретает плоть и кровь; общаясь с ней, маленький человек пытается стать творцом. И, исходя из этого, чем больше творческой свободы дает игрушка ребенку, тем она лучше. Соответственно, игрушка, эту свободу отнимающая, не может быть хорошей. Игрушки эры потребления плохи зачастую не внешним видом, но тем, что они не оставляют детям простора для творчества.

Конечно, рядом с этой глобальной проблемой стоят и другие, не менее важные: к примеру, проблема игрушек, к которым можно применить термин «макабрические» (фр. macabre — погребальный, мрачный). Это игрушки, призванные напугать и вызвать отвращение: ведьмы, мертвецы с отрубленными головами… Оправдывать существование подобного тем, что «детям это нравится» — преступление со стороны взрослых. Католический богослов Фома Аквинский писал, что «смертный грех — это то, что убивает душу ребенка». И для христиан необходимость полного отказа от игрушек, несущих в мир зло и растление, очевидна. Так же очевидна, как и потребность создавать игрушки, развивающие в детях творческое, благое начало.

И последнее. Обсуждая проблему современной игрушки, нельзя забывать, что помочь детям можно будет, только когда сами взрослые не только на словах, но и на деле отвергнут идеологию потребительского общества, «винтиком» которой обречен стать современный ребенок. Лишь возвращая семье образ «школы любви», лишь творя божеские отношения между собою, можно надеяться исполнить то, что соответствует замыслу Бога о нас и наших детях. А Он призвал нас быть творцами добра.

Редакция

Читайте также другие публикации, посвященные "игрушечной" проблеме:

КУКЛА, КОТОРУЮ Я ОБМАНУЛА

ИНСТРУМЕНТ БЕЗ ИНСТРУКЦИИ

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

ИГРУШКА ЧЕРЕЗ ВЕКА

НЕ ОБИДЕТЬ ЧУЧЕЛО…

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

ИГРУШЕЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.