Глина для души и дела

Интервью Константина Лихолата

Зачем в Петербурге открывать музей керамики? В чем ценность работы с глиной для детей с ограниченными возможностями? Выдержит ли керамический иконостас путешествие на корабле? Об этом и многом другом – руководитель керамической мастерской Константин Лихолат.

Прочнее керамики только алмаз

 Представьте, что перед вами стоит непростая задача: на морском судне оформить молитвенную комнату. Скорее всего, ее даже не закладывали в конструкцию корабля, но это не самая существенная проблема. Какой материал избрать, чтобы он смог пережить путешествие и оставаться целым и в могучие шторма, и в сильную тряску? Мой ответ — керамика. Некоторое время назад мы вызвались изготовить керамический киот на знаменитом российском паруснике «Паллада». С первых же дней выполнения заказа нас окружила молва скептиков, которые утверждали, что керамика — это слишком хрупкий материал для использования его на корабле. Однако мы утверждаем обратное. Керамика окружает нас повсюду, хотя мы не всегда это замечаем. Кроме всем известной керамической плитки, которая и правда часто бьется, есть немало примеров того, что этот материал способен выдержать куда более существенные нагрузки. Обратимся, скажем, к медицине: из металлокерамики производят искусственные суставы, прочности которых могут позавидовать многие другие материалы. Керамику используют как изолятор на высоковольтных линиях электропередач и даже в обшивке космических аппаратов, которая должна выдерживать высочайшие температуры при входе в плотные слои атмосферы. Упомяну любопытный факт: керамикой можно с легкостью поцарапать металл, а тот, в свою очередь, беспомощен перед материалом, который когда-то был обыкновенной глиной. По своим характеристикам керамика уступает лишь алмазу. Словом, слухи о непрочности этого материала сильно преувеличены.

В последнее время керамика все чаще используется в церковном зодчестве – в частности, для создания иконостасов и куполов. Кроме прочности и долговечности этого материала отмечу, что такой иконостас дешевле деревянного. Этот аспект немаловажен для небольших приходов.

Керамика заслуживает особого внимания и уважения. Именно поэтому мы и решились на создание музея архитектурной керамики в Петербурге. На сегодняшний день такой экспозиции в России не существует, хотя за рубежом они встречаются достаточно часто. В новом музее мы представим самые разнообразные керамические изделия: от печных изразцов и элементов православного зодчества до археологических экспонатов. Все люди, не осознавая того, живут в мире керамики. Продемонстрировать это – одна из ключевых задач музея.

 Дети и перевоплощение глины

Перед нашим семейным предприятием не стоит единственная цель зарабатывать деньги. Мы хотим посеять в сердцах людей зерно, которое будет побуждать их на благие поступки и совершения. Я считаю недопустимым поведением  того предпринимателя, который имея такую же возможность, как и мы, не использует ее. При нашем производстве проходят бесплатные занятия для детей. Мастера учат их работать с глиной, знакомят с технологией производства керамики, помогают создать свой собственный шедевр.

Наши педагоги работают с самыми разными детьми: мы сотрудничаем с воскресной школой храма, расположенного по соседству с нашей мастерской на Гутуевском острове, двумя хосписами, несколькими детскими домами, интернатами для детей с ограниченными возможностями. К сожалению, наши занятия не могут решить все их проблемы, но мы стараемся показать другой мир, который они создают сами. И речь здесь совсем не о том, чтобы привить детям любовь к керамике. Эти занятия дают больше: они раскрывают возможности к творческому созиданию. Мы помогаем им проявить скрытые способности, отвлекаем от проблем, с которыми они живут каждую минуту. На мой взгляд, когда работаешь с материалом и видишь, как он перевоплощается в нечто неожиданное и новое – это внутренне настраивает на поиск в себе новых сил для преодоления жизненных испытаний.

 Влюбленный в дело

По профессии я инженер-конструктор космических аппаратов, но после перестройки моя специальность оказалась не востребована, и пришлось искать другую работу. Так я оказался в небольшой керамической мастерской, владелец которой предложил мне должность администратора. Один из первых проектов, над которым мне довелось работать – Храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове. Сегодня он украшен керамикой как снаружи, так и внутри. Благодаря тому проекту я сделал очередной сознательный шаг в сторону Церкви.

Я погрузился в совершенно незнакомую для себя тему, начал вникать в тонкости нового ремесла, изучил технологию керамического производства и по-настоящему влюбился в свое дело. С огромной благодарностью я вспоминаю время работы в той небольшой мастерской. Через несколько лет мне удалось создать собственное производство – нынешнюю «Палладу».

Впрочем, приобщаться к искусству я начал еще в детстве. Мой отец коллекционировал монеты, предметы антиквариата. Мы бродили с ним по выставкам, салонам и блошиным рынкам, общались с другими такими же увлеченными людьми. Так я начинал знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, с чем сейчас и приходится работать.

Но почему же именно керамика стала моим делом? Думаю, сама сложность технологии и разожгла во мне интерес. Для изготовления даже простого керамического изделия глина должна пройти несколько сложных этапов производства, в результате которых она меняет свой цвет, форму и фактуру. Именно поэтому мастер никогда не исчерпает возможности своего ремесла.

Перед художником стоит непростая задача: получить желаемое из такого непредсказуемого материала, как глина, проявить его определенные свойства, коих существует великое множество. Есть вероятность найти что-то новое, а можно легко ошибиться и неудача станет стимулом искать, пробовать снова. Именно поэтому компания «Паллада» работает с эксклюзивными заказами и производит штучные изделия. Работая над каждым объектом, мы делаем много открытий. И это очень интересно!

 Украшение храмов

У меня внутри постоянно идет диалог с самим собой, я пытаюсь понять: тем ли путем я иду? Я верю, что Бог дает подсказки через определенные знаки, которые нужно уметь замечать. Это очень сложно описать. Бывает, что видишь: да, перед тобой знак свыше и в ту секунду сомневаться даже в голову не придет. Такие «сигналы», будто путеводная звезда, указывают направление, в котором следует двигаться дальше.

Очень часто подобные знаки были связаны со строительством храмов. Я отчетливо помню, как освящали храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове – это было в самом начале моей работы с керамикой. В час освящения на небе разошлись тучи,  и на куполах заиграло солнце. Тогда я увидел, как облака сложились в крест. Казалось бы, всего лишь явление природы, но оно очень ярко отложилось у меня в памяти и укрепило желание заниматься украшением храмов.

 Материал чувствует твои эмоции

Произвести керамику очень сложно, не вкладывая душу в сам процесс. Это заложено в технологии производства. Первый этап – ручная работа: мастер отминает глину. Материал очень чутко реагирует на душевное состояние человека. Это заметили еще много веков назад. Невозможно вылепить и самой простой чашки, если внутри тебя надломлен стержень, если в душе затаилось сомнение в полезности твоего труда, если нет любви к будущему изделию. Мастер обязан организовать себя, поставить себе цель и осознать, что конкретно он хочет получить. Работая с глиной, ты должен давать себе отчет, что работаешь, в первую очередь, головой. Если мастер отминает глину не с тем настроением, он не может должным образом проконтролировать толщину изделия, и оно, скорее всего, уйдет в брак. Материал очень хорошо тебя чувствует, твои эмоции передаются ему. Когда позже думаешь о том, почему же не вышло, задаешься вопросом: «А где мой настрой? А о том ли я думал?»

Фото предоставлены мастерскими «Паллада»

 

Подгонка элементов иконостаса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование на станке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазуровка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отминка изразцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реставрация и копирование иконы В. М. Васнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изразцы Морского собора в г. Кронштадте после реставрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элемент изразца до и после реставрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Matsan МАЦАН Константин
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.