Ганс Мемлинг: Страсти Христовы

События Страстной недели в работе Ганса Мемлинга и Северном Возрождени

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Страстная неделя – время, которое для каждого христианина является, наверное, самым важным в году. Ничего удивительного нет в том, что к теме Страстей Христовых очень часто обращаются самые разные художники, композиторы, режиссеры – словом, люди-артисты. Так было всегда. Есть масса полотен, посвященных Страстям Христовым, авторы которых – средневековые художники. В эпоху Возрождения это тоже одна из самых значимых тем в живописи, в скульптуре.

Очень яркий пример – «Страсти Христовы» Ганса Мемлинга. Большое, многособытийное полотно. И все события Страстной недели на этом полотне разворачиваются в декорациях типичного фламандского города XV века.

Ханс Мемлинг: Страсти Христовы

С одной стороны, это очень странный шаг, ведь когда мы говорим о Страстях Христовых, мы имеем в виду Иерусалим первого века нашей эры. С другой стороны, это вполне типично и для средневековья, и для эпохи Возрождения, когда Евангельские события переносятся в декорации того времени, когда живет сам художник. Ведь он рассказывает об этом, прежде всего, для своих современников и таким образом актуализирует события и подчеркивает, что они имеют самое прямое отношение к нам, живущим здесь и сейчас людям.

О том, как появилось это полотно, какую роль оно сыграло в судьбе Мемлинга, кто такой сам Мемлинг и почему в связи с ним говорят о Северном Возрождении, фламандском Возрождении – обо всем этом мы говорим с Тимофеем Китнисом, историком, богословом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– С чего начнем? С Мемлинга?

– Думаю, да. Сам Ганс Мемлинг – немец по национальности. Считается, что как художник он сформировался в Кельне, под влиянием другого очень известного немецкого художника Стефана Лохнера. До сих пор те, кто посещает Кельнский собор во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра, могут увидеть замечательную работу Лохнера «Поклонение волхвов».

– А где она там расположена?

– Она находится с правой стороны, там есть отдельный придел, посвященный Божией Матери и двум Кельнским святым, покровителям города – святому Гериону и мученице Урсуле. И уже там можно увидеть то, о чем вы говорили. Все они – и святой Герион, и Урсула, и волхвы изображены в одеждах современников Лохнера и Мемлинга. Это одна из черт, которая характерна для раннего Северного Ренессанса, для художников Германии и Нидерландов в первую очередь.

– О каком периоде времени идет речь?

– Это первая половина XV века. Более известным Мемлинг становится тогда, когда он уже гражданин Брюгге – с 1465 года. Брюгге в то время – политическая столица Великого герцогства Бургундского. И конечно, Брюгге – это самый богатый город того времени. Его называли «северными воротами Европы». В то время там правил знаменитый Карл Смелый. Это последний герцог великой Бургундии. В то время там расцветали ремесла и художества. Достаточно вспомнить свадьбу Карла Смелого, которая была устроена в Брюгге. Представьте себе картину: Карл сидит вместе со своей невестой, а вокруг феерия. Мастера Брюгге сделали такой огромный двенадцатиметровый металлический стержень, из него выезжали время от времени искусно изготовленные козлы, которые танцевали, волки играли там на флейтах. Вокруг гигантского стержня обвивался гигантский дракон, из пасти которого вылетали живые птицы. Их тут же подстреливали и подавали к столу. А этого дракона поражал гигантский Геракл. В каналы Брюгге заходили суда, были фейерверки… В течение недели все, кто был в городе, могли просто есть и пить за счет щедрости Великого герцога.

– Фантастика!

– Да. И вот в это время, когда Брюгге – самый богатый город Европы, здесь процветает живопись. В это время здесь работал другой великий фламандец, Ян ван Эйк, отец масляной живописи (масляная живопись рождается здесь, в Нидерландах). И в 1465 году сюда приезжает Мемлинг, становится гражданином города. Он поступает художником в Гильдию святого Луки, творит, пишет свои произведения. Он очень долго работает здесь в госпитале и монастыре во имя святого Иоанна.

Сам по себе Мемлинг был очень скромным человеком. Многие свои работы он подписывал специфически, по-немецки это звучало «Wie kann ich», что можно перевести как «Простите, как смог, так и написал». Так сказать, простите автору его ошибки, как говорили средневековые испанские драматурги.

– А именем своим он подписывался при этом?

– Иногда подписывался, иногда нет. Но благодаря тому, что Брюгге был в то время по сути столичным городом, одним из известнейших на то время в Европе, работы Мемлинга стали быстро расходиться, его заметили. Никуда из города он потом уже не уезжал, там он прожил всю жизнь, там он и похоронен. Кстати, в том госпитале и монастыре сейчас находится его музей, где можно видеть его картины. В Брюгге он женился, вырастил троих детей…

Внешне он прожил жизнь довольно незаметную. Про него, правда, несколько позднее, когда его имя стало известным, стали складывать легенды. О том, например, что он якобы участвовал в известной битве 1477 года при Нанси, где погибли и Карл Смелый, и само Герцогство Бургундское.

Та картина, о которой мы говорим, «Страсти Христовы», была написана Мемлингом в 1470 году. Это время творческого расцвета художника. Ему 40 лет, он находится, возможно, на пике своей известности. И сама эта работа чрезвычайно любопытна. Во-первых, что касается Мемлинга, то он первым из авторов Северного Возрождения стал писать пейзаж в своих работах. Во-вторых, как вы уже заметили, действие Страстей Господних проходит непосредственно в городской среде. Это не Иерусалим – это Брюгге. И в принципе, в нем можно узнать любой нидерландский город.

Вообще, что такое «Страсти Христовы» как жанр в искусстве? Кстати, не только в живописи, но и в музыке – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» Баха… А сегодня и в кинематографе есть, например, знаменитая работа Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Все это в точности соответствует жанру, который сформировался в позднее средневековье и был очень популярен в период раннего Возрождения. Он породил такие мистерии, когда в Страстную пятницу вспоминалось несение Господом Креста, когда для поклонения и почитания выносили святыни, которые были в городе.

Так вот, Мемлинг пишет события Страстной пятницы. Они начинаются в Гефсиманском саду и заканчиваются распятием и смертью Христа. Причем что интересно – здесь мы видим, как соблюдается очень характерный для немецкого и, соответственно, нидерландского раннего Ренессанса иконографический принцип, когда на одном пространстве картины совмещаются сразу несколько событий. У Мемлинга мы видим слева взятие под стражу в Гефсиманском саду, далее видим воина, которому апостол Петр отсек ухо, и вот сейчас Спаситель его исцелит. Мы видим, как далее стремительно начинают развиваться события, причем художник передает динамику этих событий за счет движения. Мы видим, как происходит бичевание Христа, и как Ему уже готовят крест. Тут есть очень интересный момент. Ведь Пилат, когда отдал приказ бичевать Христа, таким образом пытался Его спасти. Ведь согласно римским законам, за одно преступление нельзя было наказывать дважды. Пилат говорил: итак, наказав Его, отпущу. И вот он отдает приказ о бичевании. Это страшная пытка. Но потом, как мы помним, Пилат вывел Христа к иудеям, показав на Него, сказал: «Се Человек» и снова предложил Его отпустить.

– Но столкнулся с реакцией разъяренной толпы, которая кричала: «Распни Его».

– Он столкнулся с очень твердой позицией. Как мы помним, Пилат хотел досадить старейшинам синедриона. Но он понимал важную вещь. Все эти события происходили вокруг Пасхи иудейской, в Иерусалиме было огромное количество паломников. При таком скоплении людей, в этой ситуации стоит только бросить искру – и, что называется, возгорится пламя. И, конечно, Пилат не мог настоять на своем, потому что понимал, что если начнутся крупные беспорядки, то он не сможет объяснить в Риме, что они вызваны его желанием отпустить Узника, Которого иудеи не хотели отпускать.

И вот мы видим на картине, как готовят крест. И после этого события начинают развиваться еще стремительнее. После того, как Христа берут под стражу в Гефсиманском саду, Его вводят в город. Центральный момент картины – это бичевание и несение Креста. И вот Спаситель сразу же – и здесь мы говорим о динамике картины – выходит с Крестом из города в сопровождении толпы и римских воинов и следует к Голгофе. На полотне очень грамотно распределена перспектива. Пейзаж тоже типично нидерландский. Ничего из ландшафта Палестины здесь и близко нет. Далее происходит распятие. И, согласно событиям Страстной пятницы, мы видим уже справа на полотне положение во гроб.

Мемлинг: Страсти Христовы, фрагмент

Уже совсем вдалеке, на периферии картины, – Воскресение Христово. Тему дальнейшей Пасхальной радости все же нельзя обойти. Да, Христос уже сошел во ад, Он уже воскрес. Но узнают об этом все-таки несколько позже. А сейчас, в этот момент времени – в центре внимания Страсти Христовы.

Это замечательная, потрясающая картина. И я считаю, что не случайно она сейчас находится в музее в Турине.

– Турин – город в Италии, где находится Плащаница, в которую было завернуто Тело Христово при положении во гроб. Плащаница – это фактически документальное свидетельство тех страстей, страданий, которые Христос претерпел. На ней есть следы от всех Его ран.

– Да, эту святыню не зря называют «пятым Евангелием», потому что это наиболее яркое свидетельство не только Страстей Господних, но и Его Воскресения. Так что эти, можно сказать, два шедевра – один из области святых реликвий, другой из области живописи, – находятся в одном городе.

– Спасибо вам за разговор! И до встречи на радио «Фома».

– До свидания!

Mitrofanova МИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.