«Это и есть Церковь, и мы можем стоять у ее пречистых стен»

О жизни Сергея Фуделя и его книге «У стен Церкви»

fudelВ XX веке русскую интеллигенцию всеми силами старались отторгнуть от Церкви. Велась активная антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы… Однако этого было недостаточно для того, чтобы убить веру в сердцах людей. Они не только оставались в Церкви, но, более того, записывали свои воспоминания и переживания. В числе тех, кто пытался сохранить историческую память, был и Сергей Фудель.

Рожденный в 1900 году в семье священника, он после революции не отрекся от веры, продолжал принимать активное участие в жизни Церкви. За это неоднократно подвергался репрессиям: его трижды отправляли в ссылку. Каждый раз по одной и той же трагически известной 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР, по которой осуждали большинство «политических» преступников. Фуделю вменялась контрреволюционная деятельность «с использованием религиозных предрассудков масс».

Но испытания не могли заставить Фуделя отказаться от своего пути. Во время первой ссылки он тайно обвенчался со своей невестой в комнате епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), тоже ссыльного. А после возвращения из второй ссылки, которая прошла в лагерях и на лесозаготовках, превратил свой дом в место проведения тайных богослужений и пристанище для скрывавшихся от преследования священнослужителей.

Литературную деятельность Сергей Фудель начал в 1955 году с книги «Моим детям и друзьям». Однако эта и следующие его работы, по понятным причинам, были запрещены и смогли увидеть свет лишь в 1970-х годах в самиздате. Сегодня же эти произведения широко известны и любимы многими.

Наш рассказ посвящен книге «У стен Церкви», которую называют одной из главных православных книг XX века. Перед нами не цельная история с единым сюжетом, но огромная мозаика воспоминаний, встреч, переживаний. Сергей Фудель рассказывает не столько о самом себе и о своем духовном опыте, сколько о знакомых ему людях, в том числе уже причисленных ныне к лику святых.

Вспоминает автор и о событиях, которые оставили след в его душе, таких как закрытие храма на Арбате, тяжелейшая дорога по этапу от Москвы до Новосибирска и проповеди священников в Бутырской тюрьме…

В эту картину встроены личные переживания и размышления. Некоторые слова автора звучат надрывно и немного жестко. Например, он пишет: «Страх Божий есть «начало премудрости», но не начало веры. Начало же веры — любовь. Вне любящей веры мы остаемся с верой бесовской, ибо и «бесы веруют и трепещут», т. е. имеют страх. «Мы же веруем, потому что любим Бога» (свящ. Ал. Ельчанинов)» или «Если Церковь не святая, она уже и не единая, и не соборная, и не апостольская. Поэтому так страшно оскудение святости в мире и в Церкви. Мир не хочет подвига и не хочет любви».

Однако основная идея, красной нитью проходящая через всю книгу и объединяющая отдельные эпизоды, заключена во фразе: «Святое сердце этих людей — это и есть Дом Божий, обитель Божия, по сказанному: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Это и есть Церковь, и мы можем стоять у ее пречистых стен».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.